Психолог советует

Поиск

rubezh-CNenfres

К нам, через форму обратной связи, поступил вопрос о том, как можно помочь ребенку справиться со страхами.

По мнению психологов, зрачки у ребёнка, когда он чего-то или кого-то боится, заметно расширяются. Значит, в буквальном смысле глаза — велики. Это внешнее проявление вызвано серьезными изменениями физиологических процессов в организме. В какой-то мере страх связан с инстинктом самосохранения. Однако, если страх становится патологическим и вызывает невротические отклонения в развитии детей, необходима помощь специалиста (психотерапевта и психолога).

Предлагаю для Вас, уважаемые родители, задания, которые Вы сможете сделать сами с ребёнком дома.

Игры со страхами

1.Разыгрывание ситуации взаимодействия с предметом страха

Для игры «в страх» подбирается сюжет и предметы, символизирующие то, чего ребенок боится (собаку, привидение и др.). Разыгрывая сюжеты с этими предметами, ребёнок  может «расправиться» со своим страхом, в символической форме отыграть свои эмоции и отреагировать напряжение от стресса.

2.Эмоциональное переключение.

Считается, что отношение взрослого к объекту страха может быть воспринято ребенком через его отношение к этому взрослому, по механизму эмоционального переключения. Сам того не желая, взрослый может случайно «заразить» малыша каким-либо страхом, например, боязнью мышей, собак и др. Этот же механизм позволяет получить и обратный результат.
Полезен прием  фантазирования: «Закрой глаза и представь, что ты вырос. Чего можно бояться теперь?»

3.Эмоциональные качели

Простейшим примером эмоциональных качелей  является подбрасывание ребенка вверх: он то летит, ощущая себя в опасности, то опускается на руки взрослого, которые для него — символ защиты. Принцип качелей заключается в переходе из одного состояния в противоположное.
Так, игра с темнотой, когда ребенок забегает на секунду в темную комнату и возвращается в освещенное помещение, представляет собой переход от состояния опасности к состоянию безопасности.
Известно, что боязнь темноты — один из наиболее распространенных детских страхов. Он часто связан со страхом неизвестности. Дети считают, что взрослые обманывают их, когда говорят, что на самом деле в темной комнате ничего страшного нет. Просто чудовища прячутся, когда кто-то входит и зажигает свет. Образы пугающих объектов нередко являются проекцией злости, раздражения или дурного настроения ребенка. Они содержат отрицательные эмоции и чувства, с которыми трудно справиться самостоятельно. Поэтому необходимо помочь маленькому человеку почувствовать себя более сильным перед представляющейся опасностью, научиться владеть собой.
Страх темноты и одиночества  хорошо исчезает с помощью игры «Прогулка вслепую». Один ребенок закрывает глаза, а другой служит проводником. (Сюжет любой.)
Как правило, у каждого ребенка есть счастливые приметы и различные предметы, которые имеют значение амулета, талисмана. С целью усиления чувства защищенности и безопасности их нужно использовать, например любимой кукле можно отвести роль спасительницы, защитницы.

4.Куклотерапия

Для преодоления страха уколов, боли, врачей используется игра «Больница». Ребенку предлагают точно воспроизвести все врачебные процедуры, сыграть роли врача и больного. Повторное переживание страха в игре приводит к ослаблению его травмирующего воздействия.

5.Анатомирование страха

Смысл данного приема состоит в подробном объяснении, что представляет собой пугающий предмет, как устроен, из чего состоит и т.д. К примеру, можно завести дома маленьких детенышей грызунов. В процессе наблюдения за ними, игры, заботы ребенок постепенно преодолевает боязнь мышей.
Так, освещая ночью темную комнату фонариком, можно показать ребенку, что кажущиеся страшными предметы (одежда на вешалках, очертания шкафа и др.) на самом деле известны и привычны днем.
Ненавязчиво объяснять природу страхов  помогают  истории, которые начинаются словами: «Жила-была девочка, похожая на тебя...». При этом ребенку необходимо положить под подушку волшебный фонарик, которого «боится» ночной страх.

Рисование страха

Это наиболее популярный способ. Он полезен для  разнообразных страхов, но прежде всего тех, которые порождаются воображением: боязнь болезни, нападения, стихийных бедствий, транспорта, сказочных персонажей и др. Графическое изображение страхов требует волевых усилий и снижает тревожные ожидания.
В момент рисования происходит «оживление» чувства страха. Объект  страха сознательно подвергается изменениям  и творчески преобразуется ( становиться привлекательным). Родитель, другой доброжелательно настроенный человек , предлагает нарисовать то, чего ребенок  боится, а затем  преобразить страх в «лучшую сторону» .
 В процессе рисования большое значение отводится цветовому решению проблемы. Некоторые настаивают на необходимости рисовать страх только черным цветом, который ассоциируется с ночью. Причем ребенка надо научить видеть в черном пространстве листа красоту, благородство,. В конце работы полезно рисование по теме: «Чего я уже не боюсь».

 Рассказывание страха

Как известно, «страшилки» различного содержания — один из видов своеобразного детского фольклора.  Сочиняя и рассказывая «страшилку», ребенок самостоятельно эмоционально преодолевает свои страхи. Рассказ страхов вызывает чувственный ответ, эмоциональное переключение, которое выступает в роли психологической защиты.

 Применяется и много других методов помощи в борьбе со страхами. .Среди них-  дельфинотерапия  средством организации  общения ребёнка  с дельфинами.

 Предлагаю для Вас, уважаемые родители, литературу по решению проблемы страха.

1.Бретт Д. Жила-была девочка, похожая на тебя... Психотерапевтические истории для детей. М., 1996.
2.Дрезинина М.Т. Игры на листе бумаги. Открой в себе художника. М., 1998.
3.Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. М., 1986.
4.Макарова Е.Г. Преодолеть страх, или Искусствотерапия. М., 1996.
5.Осорина М. «Черная простыня летит по городу», или Зачем дети рассказывают страшные истории // Популярная психология:  М., 1990.
6.Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. М., 1997.
7.Шишова Т.Л. Страхи — это серьезно. Как помочь ребенку избавиться от страхов. М., 1997.

Страницы

Контакты

ЛИЧИK Александр Анатольевич - директор т. 8 01512 2 00 66

Приемная - тел./факс - 8 01512 2 00 66

Балюк Жанна Николаевна – заместитель директора по учебной работе т. 8 01512 2 00 62

Петрова Ирина Васильевна – заместитель директора по учебной работе т. 8 01512 2 00 63

Плюта Ирина Аркадьевна – заместитель директора по учебной работе, т. 8 01512 2 00 62

Ковалевич Юрий Юрьевич – заместитель директора по воспитательной работе, т. 8 01512 2 00 62

Столовая - 8 01512 2 00 65

Учительская - 8 01512 2 00 63

Отдел кадров - 8 01512 2 00 66

Наш адресс:

Ул. Социалистическая, 10

231900 г.Волковыск, Гродненской обл.

Республика Беларусь

Наш e-mail:

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Как нас найти