Психолог советует

Поиск

rubezh-CNenfres

Для достижения цели самоутверждения в школьном коллективе каждый из подростков выстраивает свою линию поведения, свою стратегию. Среди множества способов можно выделить основные три способа самоутверждения, наиболее типичных для подростков:

  • неуверенное поведение,
  • уверенное поведение,
  • агрессивный стиль межличностного общения.

Неуверенный в себе подросток, автоматически выберет стратегию неуверенного поведения. Он будет ориентироваться на подчиняемое поведение, которое предполагает строгое соблюдение рамок законов, правил,  морали того коллектива, в котором находится. Эти правила подросток обозначит для себя обязательными и не будет даже подвергать пересмотру. Добиться от такого ребенка высказывания собственного мнения трудно. Что же касается его поведения и выражения чувств, то он предпочтет вести себя так, как от него того ожидают, чтоб не выделяться. Из-за своей неуверенности подросток избегает ситуаций, когда надо брать инициативу на себя, а во многих ситуациях подавляет свои желания. Например, говорит «да», когда надо сказать «нет».

Уверенные подростки, выберут для самоутверждения стратегию сотрудничества. При общении, такие подростки чувствуют себя уверенными. Они не избегают смотреть собеседнику в глаза. Спокойно обсуждают предложенную сверстником тему, достаточно громким и естественным для себя тоном. Они не бояться проявлять  свои чувства и открыто высказывать свое мнение. Во время беседы или любом другом личном контакте учитывают правила и законы, присущие коллективу, но при этом ориентируются и используют их по своему усмотрению. Такой подросток по жизни ведет себя твердо, вежливо, умеет выразить недовольство и радость, стремится к людям.

Агрессивный стиль общения характерен для подростка, который старается доминировать над другими. Для него характерно: смотреть на других свысока, навязывать всем свое мнение, с жаром изливать свои чувства, пренебрежительно отзываться, осуждать, порицать, принижать, перебивать собеседника, ставить себя выше всех и причинять боль другим, чтобы не сделать больно себе. Эта не самый лучший способ самоутвердиться. Но некоторые из подростков считают его наиболее быстрым и простым. Особенно это свойственно для физически сильных ребят. Именно про них потом обиженно говорят их сверстники «сила есть  - ума не надо».

На выбор стратегии самоутверждения подростка  большое влияние оказывает  домашний микроклимат взаимоотношений в семье. Дело в том, что самое первое и самое глубокое воспитание закладывается в ребенке с рождения родителями. Ведь не зря говорят, что «если вы не стали воспитывать вашего ребенка с первой минуты его рождения, значит, вы уже упустили время». То, какой  сформировали личность подростка в семье, будет зависит, сумеет ли он утвердить себя в коллективе.

Подросток нуждается в ежедневной поддержке и корректировке со стороны родителей. Помогайте им в освоении  норм и правил взрослой жизни, в которую они «входят», чтобы потом долго и утомительно не заниматься исправлением их ошибок.

Хочется поделиться с вами конкретными рекомендациями. Придерживаясь этих правил с первых дней обучения подростка в средней школе, вы максимально обеспечите гармонию между домашней и школьной жизнью подростка.

1. Воодушевите подростка на рассказы о своих школьных проблемах Выбирайте время для общения с ребенком. Но не проявляйте интерес просто обычным вопросом «Как прошел школьный день?». Запоминайте детали рассказа ребенка, тогда вы сможете представлять себя картину его школьно жизни в целом.

2. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми. Даже если нет особого повода для беспокойства, консультируйтесь с учителями ребенка. Если между вами и учителем возникли серьезные разногласия, постарайтесь приложить все усилия, чтобы мирно разрешить ситуацию. Иначе вы можете случайно поставить подростка в неловкое положение выбора между вами и уважением к своему учителю.

3. Не связывайте оценки ребенка за успеваемость со своей системой наказаний и поощрений. Если подросток хорошо справляется с учебой, показывайте больше свою радость. Проявляйте спокойную озабоченность, если у ребенка не все ладится. Помогите ему справиться с учебными проблемами. Самым же худшим способом будет установление правил, типа «Ты не будешь больше играть на компьютере, пока не начнешь получать хорошие оценки». Это приведет к эмоциональным проблемам.

4.Учите ребенка самого находить ответы на свои вопросы (но не отмахивайтесь словами «сам думай!»). Потратьте время, чтобы объяснить подростку непонятое им, или покажите, где ему найти недостающую информацию.

5. Помогите ему почувствовать интерес к тому, что преподается в школе. Выясните, что вообще интересует вашего ребенка. А затем установите связь между его интересами и предметами, которые он изучает в школе. Например, если ребенок увлечен компьютером и в то же время ему нравится география или история, то пусть научится делать сообщения по этим предметам в виде презентаций. Так же ищите любые возможности показать применение школьных знаний в домашней деятельности. Например, во время ремонта квартиры пусть поможет вам рассчитать, сколько потребуется краски для покрытия стен своей комнаты. В этом ему как раз пригодятся знания по математике.

Страницы

Контакты

ЛИЧИK Александр Анатольевич - директор т. 8 01512 2 00 66

Приемная - тел./факс - 8 01512 2 00 66

Балюк Жанна Николаевна – заместитель директора по учебной работе т. 8 01512 2 00 62

Петрова Ирина Васильевна – заместитель директора по учебной работе т. 8 01512 2 00 63

Плюта Ирина Аркадьевна – заместитель директора по учебной работе, т. 8 01512 2 00 62

Ковалевич Юрий Юрьевич – заместитель директора по воспитательной работе, т. 8 01512 2 00 62

Столовая - 8 01512 2 00 65

Учительская - 8 01512 2 00 63

Отдел кадров - 8 01512 2 00 66

Наш адресс:

Ул. Социалистическая, 10

231900 г.Волковыск, Гродненской обл.

Республика Беларусь

Наш e-mail:

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Как нас найти