Психолог советует

Поиск

rubezh-CNenfres

Часто когда родители жалуются на бездеятельность своих детей, можно услышать: «Мой Петенька — такой ленивый», « Я прошу ее: Любочка, ну сделай хоть что-нибудь». Говорится это нежным,  умоляющим тоном. Обычно я задаю, странный, на первый взгляд, вопрос: «Простите, а о ком вы сейчас говорите?»
– Как о ком – о своем ребенке.
– Но ему уже 13. Вам кажется, что он все еще Петенька? И его нужно умолять?
Да что там 13. Иногда смотришь, человеку 44, а он все еще «… унчик» и «… енька» и детское выражение лица.

Кто-то скажет, что так выражается любовь. Ласкательные суффиксы ещё  и уменьшительные. Если человека на протяжении жизни называть «… енька», то мы посылаем ему скрытое сообщение: «Ты – мой любимый малыш», а значит: «Я люблю тебя маленьким. Только пожалуйста не расти».

Неудивительно, что ребенок ничего не делает. Когда родитель сможет изменить свое отношение и скрытую обратную связь, начнет меняться и ребенок. Если отношение не изменится, то родитель будет одной рукой созидать, призывая к трудолюбию, другой – разрушать.

Но у бездеятельности бывают и другие причины. Пишу с согласия всех героев истории…

Обратилась мама с очень обычным запросом: «Ребёнок ленивый, что делать?» Действительно, день ребёнка выглядел так как будто девочка очень ленива. Хотелось побольше поспать, не было желания делать уроки самой, отсутствовало желание следить за одеждой. Все это несла на себе мама. И если мама, например, не успевала что-то почистить, починить, то девочка так и шла в школу.

Хотя ребёнок-то очень способный. И приготовить что-то сама могла, и спортом получалось заниматься, но не было в этом постоянства и при этом периоды ничего неделания.

Сама девочка также объясняла все свои трудности ленью: «Да, все понятно. Я ленивая. Надо себя побольше подгонять». Все, поиск причины прекратился и подгоняния заканчиваются разочарованием.

Так вот важно уметь поставить под сомнения умозрительные заключения. Так ли это? И только на 30-й минуте беседы психолога с девочкой, когда глубже коснулись состояния ребенка, она расплакалась и рассказала примерно следующее: «Я себя ненавижу. Мне все в себе не нравится». На следующей встрече признания в ненависти к себе продолжались. Конечно, эпитет «ленивая» только усугублял эту проблему.

Не надо сводить все к низкой самооценке… Такая  агрессия на себя   лишает ребёнка возможности управлять собой и своей жизнью. Здесь вопросов много. И один из них: почему всю свою агрессию ребенок направляет на себя, причем в скрытой форме? Поэтому важно не спешить давать ребёнку оценки, не поняв его глубинного состояния. Не будем поспешны в понимании детей. Этим можно разорвать последнюю надежду ребенка на то, чтобы его услышать.

Итак, уважаемые родители

  1. Задайтесь вопросами: «Каков мой вклад в то, что ребенок ленивый?», «Какую систему отношений создаю я?», «Когда я разговариваю с ребенком, привлекаю к работе, я веду себя с ним соответственно его возрасту?»
  2. «Правильно ли я выставил диагноз? Это лень или мой ребенок разочарован в себе, в жизни, во мне?» И тогда стоит не критиковать, а попытаться поговорить: «Расскажи, что с тобой? Какое у тебя настроение?».

Страницы

Контакты

ЛИЧИK Александр Анатольевич - директор т. 8 01512 2 00 66

Приемная - тел./факс - 8 01512 2 00 66

Балюк Жанна Николаевна – заместитель директора по учебной работе т. 8 01512 2 00 62

Петрова Ирина Васильевна – заместитель директора по учебной работе т. 8 01512 2 00 63

Плюта Ирина Аркадьевна – заместитель директора по учебной работе, т. 8 01512 2 00 62

Маршалок Елена Иосифовна – заместитель директора по воспитательной работе, т. 8 01512 2 00 62

Столовая - 8 01512 2 00 65

Учительская - 8 01512 2 00 63

Отдел кадров - 8 01512 2 00 66

Наш адресс:

Ул. Социалистическая, 10

231900 г.Волковыск, Гродненской обл.

Республика Беларусь

Наш e-mail:

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Как нас найти