Профориентация

Поиск

rubezh-CNenfres

Одно из главнейших качеств, которое мы должны воспитать в наших детях, - это любовь к труду, уважение к людям труда, готовность трудиться в одной из сфер общественного производства.  Труд должен стать жизненной потребностью подрастающего  гражданина России.

Как и любое другое нравственное качество, трудолюбие формируется в процессе воспитания, процессе сложном и многогранном, требующем от воспитателя большего терпения.

Основы трудового воспитания закладываются  в семье. Семья дружный трудовой коллектив.  Любовь к труду необходимо начинать воспитывать  очень рано. Подражание, свойственное ребёнку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребёнка трудолюбивым.

Воспитание привычки к труду – самое хлопотное дело. И ждать слишком быстрых результатов и результатов лёгких нельзя. Во – первых, потому, что любовь к труду воспитывается только в труде, а во – вторых, потому, что всякий труд связан с преодолением неумений, с усилием, усталостью и напряжением. Только преодолевая трудности неумения, ребёнок постепенно находит удовлетворение.

Бытовой труд в нашей повседневной жизни занимает весьма значительное место. Уборка, стирка, магазины, стряпня и прочие дела – не перечислить, так их много. Приучать детей к выполнению домашних дел  необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. Главное – привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, а вместе с ней -  привычку  заботиться о близких, формируя тем самым в ребёнке благородные  побуждения.  Наверное, самый лучший подарок для матери, если сын или дочь скажут ей, уставшей после работы: «Ты отдохни – я сам почищу картошку».

Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание. И не важно, кем станет ребёнок, когда вырастет – лётчиком или поваром, рабочим или менеджером. Привычка, умение делать что-то своими руками пригодятся ему в любой профессии, и, кроме того, они в огромной степени содействуют умственному развитию ребёнка.

Мы должны приучать детей делать любую домашнюю работу, независимо от того, грязная она или чистая. Приучать его к мысли, что любой труд, направленный на пользу, - благороден. Не внушив этого нашим детям в детстве, мы вырастим белоручек и чистоплюев, которым тяжело придётся в семье и в коллективе.  

Однажды во время школьного субботника одна ученица расплакалась оттого, что ей пришлось взять в руки … тряпку.  Девочка сначала брезгливо подняла её с пола, а потом бросила в ведро с водой  и  наотрез  отказалась мыть парты. Сам факт, что ей придётся «убирать грязь»,  вызвал в неё физическое отвращение.  А когда дети стали возмущаться,  называть её «белоручкой», «маменькиной дочкой», она заплакала.

В семье её всячески ограждали от домашних дел.  Она привыкла к тому, что в доме чисто, постель постелена, пища приготовлена, одежда выстирана и выглажена.  А о том, что на это затрачен труд матери, она и не задумывалась.  Её так приучили.  Она хорошо учится, лентяйкой её не назовёшь. Но учёба – это её обязанность.  Это она хорошо  усвоила.  А обслуживать её – это обязанность матери. Это она тоже хорошо усвоила. Ей и в голову не придёт сказать матери: «Отдохни, я сама вымою посуду».

При приучении к труду необходима систематичность.  Ребёнок должен усвоить, что трудовые обязанности – это нечто важное, незыблемое, не выполнять их просто нельзя.  Вырабатывая  у ребёнка трудовые привычки путём постоянных упражнений и повторений,  надо развивать навыки той или иной деятельности, пока не приобретётся автоматизм в движениях и действиях,  пока ребёнок  не будет выполнять всю работу механически, при незначительном контроле со  стороны сознания.

Навыки закрепляют трудовую привычку. Без них она вообще не может  появиться.  Как странно бывает в походе наблюдать за девочками и мальчиками, которые не умеют в ручье выстирать майку, не знают, как  определить, сварилась ли картошка или нет, не могут очистить луковицу.  Плохую услугу оказали мамы своим сыновьям, заботливо оберегая их  от домашних обязанностей.

Итак, несколько советов, чтобы воспитать ребёнка трудолюбивым.

  1.     Быть последовательным в своих требованиях.
  2.     Учитывать индивидуальные и возрастные особенности своих детей.
  3.     Прежде чем поручить что – либо ребёнку, нужно показать образец правильного выполнения поручения, научить этому своего сына или дочь, несколько раз выполните это поручение совместными усилиями.
  4.     Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании.
  5.     Учите ребёнка уважать труд других людей, бережно относиться к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе и работе своих друзей.
  6.     Тактично оценивайте результаты труда ребёнка.

Как родители могут поддержать своего ребенка  при выборе профессии?

Очень важно не отказываться от роли советчика. Родитель может выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно найти работу, какие ограничения она накладывает. Следует представить эту информацию в нейтральной форме, чтобы ваш ребенок сделал выводы самостоятельно, например: «Знаешь, одна моя одноклассница так хотела стать археологом, институт закончила, но всю жизнь работала бухгалтером, потому что было невозможно найти работу по специальности». Особенно ценно для детей, если взрослые делятся с ними собственным опытом самоопределения, переживаниями и сомнениями собственного отрочества. Подобные рассказы, особенно если известно, чем завершился выбор профессии, как правило, производят на детей большое впечатление.

Не стоит ограничиваться рассказами и разговорами. Все мы знаем, что юношество зачастую скептически относится к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Большое впечатление может произвести общение со специалистами той профессии, которую ваш ребенок выбрал. Например, если он размышляет, не стать ли ему экономистом, а среди ваших знакомых как раз есть экономисты, можно попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может, как подтолкнуть старшеклассника к выбору профессии, так и заставить его задуматься о том, насколько он в действительности сможет работать по выбранной специальности.

Ситуация выбора профессии в некотором смысле похожа на игру в рулетку: можно поставить на одно-единственное поле, но вероятность выигрыша в этом случае очень мала. А если сделать несколько ставок, то эта вероятность возрастает во много раз. Хорошо если в ситуации выбора профессии у ученика имеется запасной вариант. Как правило, сами старшеклассники об этом варианте не задумываются, и наша задача – поставить перед ними вопрос: что они будут делать, если по каким-то причинам им не удастся реализовать намеченные планы? Наличие запасного варианта позволяет снизить напряжение в ситуации выбора профессии и тревогу ребенка. Обсудить со старшеклассником пути его будущего можно по-разному. У кого-то можно спросить прямо: «А что ты будешь делать, если у тебя не получится стать переводчиком?» Тревожному ребенку можно предложить пофантазировать: «Давай представим, какие еще профессии ты мог бы выбрать», или обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Саша всю жизнь мечтал стать футболистом, но получил травму, и ему пришлось уйти из спорта. Теперь он думает, кем быть».

Огромную роль в выборе будущей профессии играет семья, хотя сами дети этого могут и не осознавать. Зачастую они ориентируются на профессии родственников. Всем нам известно примеры трудовых династий, когда несколько поколений одной семьи работают по одной специальности, и случаи, когда кто-то становится «врачом, как мама» или «шофером, как папа». С одной стороны, семейная традиция может ограничивать вероятный выбор. Юноша или девушка как бы идет по инерции, не пытаясь понять, насколько профессия родителей действительно соответствует его собственным интересам и склонностям. С другой стороны, он очень хорошо представляет данную профессию и отдает себе отчет в том, какие качества для нее требуются. Например, дети врачей прекрасно знают, что медицинская профессия подразумевает срочные вызовы и сверхурочную работу, а также просьбы о помощи со стороны знакомых и соседей, а дети учителей – что необходимо готовиться к урокам и проверять тетради. Таким образом, если ребенок  выбирает профессию родителей, важно обсудить с ним мотивы его выбора, понять, что им движет.

В любом случае выбор профессии очень важен от родительской позиции, личностной включенности в эту проблему и внимательного отношения к своему ребенку, эмоциональная поддержка.

Страницы

Контакты

ЛИЧИK Александр Анатольевич - директор т. 8 01512 2 00 66

Приемная - тел./факс - 8 01512 2 00 66

Балюк Жанна Николаевна – заместитель директора по учебной работе т. 8 01512 2 00 62

Петрова Ирина Васильевна – заместитель директора по учебной работе т. 8 01512 2 00 63

Плюта Ирина Аркадьевна – заместитель директора по учебной работе, т. 8 01512 2 00 62

Маршалок Елена Иосифовна – заместитель директора по воспитательной работе, т. 8 01512 2 00 62

Столовая - 8 01512 2 00 65

Учительская - 8 01512 2 00 63

Отдел кадров - 8 01512 2 00 66

Наш адресс:

Ул. Социалистическая, 10

231900 г.Волковыск, Гродненской обл.

Республика Беларусь

Наш e-mail:

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Как нас найти