Классным руководителям

Поиск

rubezh-CNenfres

В настоящее время социализация подростков происходит в меняющихся условиях зарождающегося информационного общества.

Общение в Интернете и использование таких средств связи, как чаты, видеочаты, электронная почта и система обмена мгновенными сообщениями, способствует быстрому возникновению доверительных и дружеских отношений в подростковой среде. Но внутри подросткового сетевого сообщества существует такая же жесткая иерархия, борьба за статус и популярность, как и в условиях реального общения. Современная интернет-среда, являясь виртуальной социальной средой, позволяет подростку реализовать те роли, проигрывание которых в реальной жизни представляется для него затруднительным. В проживании этих ролей подросток испытывает необходимость либо принимать, либо отвергать ценности, установки и идеалы, которые эти роли подразумевают. Виртуальное пространство затормаживает поиск молодыми людьми своей идентичности в реальном мире.

В рамках психологического исследования «Изучение степени влияния Интернета на современных подростков» (проходило через анкетирование и  информационные часы «Социальные сети - плюсы и минусы») cреди  гимназистов удалось установить, что 95 % опрошенных ребят используют Интернет каждый день, 5 % учащихся - 3-4 раза в неделю. Цифры показывают, насколько сильно зависят подростки от Интернета. Высказывания самих учащихся указывают на то, что ребята осознают, насколько затягивающей может быть работа за компьютером: «Зашел в Интернет на 15 минут, а просидел несколько  часов».

На вопрос "Для чего Вы чаще всего используете Интернет?" 44 % гимназистов ответили, что в основном для общения с друзьями и установления новых контактов в чате; 14 % - для подготовки к урокам; 17 % - для поиска информации, знакомства с новостями из различных сфер жизни; 25 % --для онлайн-игр с виртуальными друзьями и знакомыми. Ответы указывают на то, что подростки используют Интернет в большей степени как развлекательный ресурс, а не как информационный. Лишь небольшое количество опрошенных отметили, что постоянно посещают сайты, содержащие информацию по учебным дисциплинам, и читают виртуальные книги и энциклопедии (10 %).

В исследовании также рассматривались вопросы о влиянии интернет-общения на коммуникативную культуру учащихся. Опрос показал, что 42 % подростков согласны с утверждением, что интернет-сленг влияет на изменение словарного запаса человека; 25 % указали, что использовать нецензурные фразы - это  «модно»; 23 % отметили, что при общении в Интернете является нормой допускать неправильное написание слов, не ставить знаки препинания; 10 %  учащихся  согласились с утверждением, что общение в социальных сетях негативно сказывается на грамотности, снижает культуру общения между подростками.

На вопрос «Знают ли родители, чем живут их дети в Интернете?» были получены следующие ответы: 47 % подростков указали, что родители «особенно не вникают»; 37 % отметили, что у них часто возникают конфликтные ситуации с родителями из-за продолжительности работы за компьютером; 11 % ответили, что родители стараются контролировать их деятельность в Интернете; 5 % указали, что родители против их деятельности в Интернете, если это не касается подготовки к урокам. Результаты опроса указывают на тот факт, что большинство  родителей не владеет информацией, чем живут их дети в Интернете и какую негативную роль онлайн-общение может играть в личностном развитии их ребенка.

Полученные данные позволяют утверждать, что в настоящее время об Интернете можно говорить как о субкультуре со своими характерными признаками: собственный сленг, внутренняя иерархия, определенные этические нормы и многое другое. Интернет объединяет значительные группы подростков с определенными интересами, формирует межличностные отношения, влияет на их психологическое состояние. Можно сделать вывод, что Интернет и социальные сети занимают значительное место в жизни школьников, выступая в качестве средства общения и способа проведения досуга. Длительное пребывание в социальных сетях зачастую отрывает ребят от общения реального, так необходимого для полноценного развития личности

Таким образом, практика показывает необходимость разработки форм коммуникационного взаимодействия на уровне классный руководитель - учащийся - родители - социум в вопросах позитивной социализации подростков в онлайн-пространстве. Ведь в настоящее время низкая эффективность профилактики девиантного поведения усугубляется недостаточной информированностью взрослых и детей о характере и направленности деструктивного воздействия Интернета.

С целью создания эффективной модели сопровождения процессов социализации современных школьников и разработки механизмов взаимодействия классных руководителей и подростков в социальных сетях  можно выделить наиболее эффективную форму для обеспечения сетевого взаимодействия классного руководителя с субъектами воспитательного процесса:

сетевые блоги и контакт-центры в социальной сети "ВКонтакте" для коммуникации классного руководителя, учащихся и родителей.

 В помощь классному руководителю

Алгоритм работы в  сети Интернет, социальных сетях по выявлению деструктивных проявлений среди учащихся

  1. Изучить материалы по обеспечению безопасности при использовании сети Интернет:
  • общая безопасность в Интернете (правила работы);
  • настройка родительского контроля;
  • регистрация в социальных сетях;
  • создание группы в социальных сетях, Google-сервисах;
  • специализированные программы для осуществления контентной фильтрации и др.;
  1. Организовать разъяснительную работу с родителями и учащимися по работе с интернет-ресурсами в безопасном режиме, по созданию форумов, блогов, групп, использованию специализированных программ.
  2. Зарегистрироваться в социальных сетях.
  3. Отправить запросы на добавление в друзья к своим учащимся.
  4. Войти в группы, где зарегистрированы учащиеся.
  5. Просматривать страницы учеников своего класса, отслеживая, с кем общаются, какие страницы посещают, отмечают, в каких группах состоят и т.д.
  6. Создавать группы совместно с учениками, наполняя их интересным содержанием, вовлекая учащихся в полезное для их развития общение.
  7. При выявлении случаев деструктивных проявлений среди учащихся (наличие на странице «подозрительных» групп, лайки на деструктивных форумах, фотографиях и др.):
  • обратить внимание на поведение ребенка в школьной, классной среде;
  • информировать педагога-психолога, инспекцию по делам несовершеннолетних;
  • осуществлять индивидуальные разъяснительные беседы с учащимися, родителями.

Так, в гимназии № 1 г. п. Зельвы организация методической поддержки классного руководителя координируется виртуальным методическим кабинетом учреждения (http://gymnaziazelva.blogspot.com/). В помощь классному руководителю создан сайт "Классный руководитель в соцсети" (http://chechettt.wix.com/klrukvsoc), который обеспечивает методическую поддержку. Каждый классный руководитель также является подписчиком канала YouTube гимназии.

В эффективной и динамичной форме проходят виртуальные педагогические советы. Заседания проводятся посредством "облачных" технологий, с обсуждением и комментированием информации, размещенной на google-диске, находящемся в совместном доступе, что позволяет участникам заседаний ознакомиться с информацией коллег в удобное время и предложить свои рекомендации. Получив свободный доступ к обсуждаемой информации, педагоги имеют возможность открыто общаться и высказываться, более глубоко и детально анализировать информацию.

Психолого-педагогическое сопровождение взаимодействия в онлайн-пространстве классных руководителей, учащихся и их родителей осуществляет контакт-центр "Поддержка" в соцсети "ВКонтакте", который функционирует в СШ № 3 г. Свислочи. Основными направлениями деятельности контакт-центра являются:

организация онлайн-консультирования для оказания помощи подросткам, страдающим зависимостью от сетевых сообществ;

создание электронных версий тематических классных часов (например, "Анализ информации в социальных сетях", "Как правильно искать друзей и знакомых в социальной сети", "Как собрать команду единомышленников в социальной сети", "Доверительное общение в социальной сети");

организация постоянно действующего интернет-форума, в котором принимают участие специалисты различных служб (IT-специалисты, врач-нарколог, психолог, инспектор по делам несовершеннолетних и др.);

проведение онлайн-консультаций для родителей ("Азартные игры в Интернете и дети", "Онлайновый сленг", "Как не допустить интернет-зависимости");

проведение интернет-опросов, интернет-интервьюирования по вопросам социально-педагогической профилактики девиантного поведения подростков (учет количества посещений интернет-портала учебного заведения, количество поступающих вопросов, изучение общественного мнения).

Практика показывает эффективность такой формы методической поддержки классных руководителей, как "Сетевой клуб тьюторов". Он представлен на сайте СШ № 2 г. Ошмяны. Участники клуба могут оперативно обмениваться информацией о новинках в воспитательной работе, консультироваться с коллегами по вопросам организации классного руководства. Работа клуба носит открытый характер, школьники и их родители могут оперативно получать советы по возникающим жизненным вопросам.

Одной из активных форм работы стали сетевые площадки, которые входят в структуру воспитательного пространства гимназии № 1 им. К. Калиновского г. Свислочи:

  1. Площадка здорового образа жизни. Через организацию в онлайн-пространстве интернет-форумов, интернет-викторин, просмотров и обсуждения видеороликов участники площадки пропагандируют в социуме свои идеи о том, почему здоровым быть выгодно;
  2. Интеллектуальная площадка. Здесь активно внедряются интерактивные формы коммуникации на уровне классный руководитель -- учитель-предметник -- учащийся в онлайн-пространстве (интеллектуальное занятие с учащимися "Learning.org -- тренажер для друга"; конкурс в образовательной галактике Intel "Новые проекты из старых журналов"; организация и проведение олимпиады в интернет-клубе "Юный информатик", проведение на площадке Moodle экспресс-викторин по учебным предметам);
  3. Площадка межкультурного общения. В рамках сетевого взаимодействия формируется поликультурное сознание подростков, этому способствует использование следующих интернет-ресурсов:

блоги WordPress, Livejournal, Blogspot и микроблоггинг (Twitter, SiriPro);

подкастинг (PodOmatic);

разнообразные Вики (Wikipedia, MediaWiki, PBwiki);

социальные закладки (Delicious, BobrDobr, Diigo);

социальные файлообменники (Scribd, SlideShare, Picasa);

социальные видеоканалы (YouTube, Vimeo);

  1. Площадка культурного наследия. Здесь создаются информационные материалы для музея истории школы. Руководитель школьного музея Л. В. Стульгис на персональном блоге "История" работает над созданием виртуальной ленты времени истории гимназии с использованием сервисов WEB-2.0. (Web 2.0 for Content for Learning and Teaching in Higher Education). Данный ресурс в настоящее время рассматривается как одна из альтернативных моделей развития обучения. Под образованием 2.0 (e-learning 2.0) понимают совокупность базовых принципов, определяющих образовательные стратегии, которые реализуются при помощи виртуальных социальных сетей и мобильных интернет-технологий.
  2. 5. Профориентационная площадка. Осуществляет свою деятельность через блог "Твой выбор -- твоя судьба" в социальной сети "ВКонтакте" и помогает классным руководителям в социально-педагогическом сопровождении процесса социализации учащихся, в частности, выбора профессии.

Такая форма работы позволяет классному руководителю самостоятельно выбрать то направление, которое ему интересно.

Эффективной формой работы классного руководителя по сопровождению процессов социализации подростков в интернет-пространстве является ведение в социальных сетях специальных блогов. В СШ № 1 г. Лиды для создания базы сетевой коммуникации классного руководителя и учащихся созданы 3 блога ("Общение с увлечением", "Выбери профессию", "Кадетский клуб") и организованы в соцсети "ВКонтакте" две закрытые группы "МаТемаТика" (https://vk.com/club82267812) и "Классный уголок "Бэшки" (https://vk.com/klassnyi_ugolok_7b) учащихся 7 "Б" класса.

Блог "Общение с увлечением" (kultura rechi.blogspot.com) направлен на формирование речевой культуры в процессе общения в интернет-пространстве и профилактику использования ненормативной лексики в социальной сети "ВКонтакте".

В сетевое общение в рамках блога "Общение с увлечением" включены и родители, для которых разработаны следующие рубрики: "Азбука для родителей", "Страница классного руководителя". Такое взаимодействие позволяет проводить анализ реального состояния проблемы взаимодействия ученик -- учитель -- родители в социальных сетях.

Блог "Выбери профессию" структурно состоит из рубрик "Интервью", "Интересные факты", "Рынок труда", "Анкетирование". В рубрике "Анкетирование" размещен социологический и психологический инструментарий по профориентации, и учащийся через заполнение анкеты может определить правильность выбора будущей профессии или получить подсказку, в каком направлении искать себя, выявлять профессиональные интересы и склонности.

Блог "Кадетский клуб" (http://partnerstvo-vk.blogspot.com) состоит из рубрик "Встречи с интересными людьми", "Журналисты класса", "Из жизни класса", "Кадетские будни", "Памятные даты моей страны", "Уроки мужества", "Сценарии праздников", "Фотогалерея", "Викторины". На базе блога создан центр "Партнерство", который включает в себя текстовые материалы, видео- и фотоматериалы. Все работы создаются учащимися класса, а классный руководитель их редактирует. Чтобы сделать блог интересным, используются разнообразные формы подачи материала (репортажи, интервью, обзоры, очерки, отчеты), в которых рассказывается обо всех событиях активной кадетской жизни. Для активизации блога проводится онлайн-голосование, например: "Является ли профессия военного престижной?".

Группа "Классный уголок "Бэшки" создана для общения учащихся и классного руководителя. В группе можно узнать о новостях класса и успехах учащихся, создать и выложить в Интернете фотоальбомы и видеосюжеты мероприятий, узнать время и место проведения мероприятий шестого школьного дня. С обучающимися постоянно ведется общение с помощью личных сообщений, для этого используется страница соцсети "ВКонтакте" (https://vk.com/id53822333). В практике классного руководителя используется рассылка сообщений-объявлений "Прочитай и передай однокласснику!", осуществляется обучение использованию возможностей ресурсов Интернета, формирование культуры общения обучающихся в социальных сетях.

Одной из активных форм воспитательной работы в СШ № 12 г. Гродно стали контакт-центры в социальной сети "ВКонтакте". Их деятельность направлена на организацию продуктивного взаимодействия педагогов, учащихся и родителей (http://sch12grodno.schools.by/pages/innovatsionnaja-dejatelnost).

Контакт-центры:

"СШ12 Гродно. Право.by" -- обмен мнениями и полезной информацией по интернет-безопасности, формированию навыков ответственного и безопасного поведения, правовой культуре;

"СШ12 Гродно. Карьера.by" -- общение по вопросам профессионального самоопределения старшеклассников;

"СШ12 Гродно. Образование.by" -- использование образовательного потенциала Интернета для формирования исследовательских компетенций учащихся, повышения уровня информационно-коммуникативной культуры участников сетевого взаимодействия;

"СШ12 Гродно. РОР.by" -- использование технологии "Равный обучает равного" в сетевой коммуникации школьников и классных руководителей;

"СШ12 Гродно. Успех.by" -- популяризация успехов и достижений классных коллективов школы, информирование о предстоящих конкурсах и акциях, формирование ценностного отношения учащихся к собственным способностям, возможностям и деятельности;

"Школа рачительных хозяев" -- пропаганда ресурсосберегающего поведения;

"Школа активного пользователя" -- формирование информационно-коммуникативных компетенций классных руководителей, учащихся и родителей. В режиме свободного общения участники могут делиться опытом, полезной информацией, сообща осваивать новые приемы и ресурсы Интернета;

"Интернет-кафе "В кругу друзей" -- личное общение, поздравления с праздниками и важными событиями в жизни школы, содержит фото, видеоролики, немного музыки;

"ВК-ликбез" создан для методической поддержки классных руководителей в области медиаобразования.

Данная форма коммуникационного взаимодействия в образовательной среде помогает в освоении навыков интернет-пользователя, позволяет предупредить стихийную социализацию подростков.

Сетевой проект -- это совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность педагогов, учащихся, родителей и субъектов социума, организованная на основе сетевой коммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные способы деятельности и направленная на достижение совместного результата. Сетевые проекты не только дают возможность передавать обучающимся сумму тех или иных знаний и навыков, но и учат приобретать их самостоятельно при помощи глобальной сети Интернет, а также использовать полученные знания для решения новых познавательных и практических жизненных задач. При реализации подобных проектов основное внимание уделяется созданию условий для повышения личностной мотивации участников к активной самостоятельной работе. Такая форма позволяет:

организовать сетевые модели общения "ученик -- ученик", "классный руководитель -- ученик -- родители", "педагог социальный -- группа учеников" и т. д. в оперативном режиме;

облегчать коммуникацию и процесс обмена информацией между партнерами (например, между педагогами разных учебных заведений региона, участвующих в сетевом социальном проекте);

устанавливать контакты, находить единомышленников, желающих совместно работать в удобное для всех время;

дать возможность школьникам активно использовать свой творческий потенциал, формировать навыки саморегуляции и самоорганизации в онлайн-общении.

Примером реализации такой формы воспитательной работы является сетевой проект "Два плюс один" в социальной сети "ВКонтакте", который реализуется между СШ № 1 и № 2 г. Ошмяны. В проекте реализуется идея сквозных информационных технологий в коммуникативной сети учреждений общего среднего образования.

Проект технологически связывает своих участников в единое пространство -- воспитательное, образовательное, социальное, профессиональное. Действует следующий сетевой принцип: организованы и закреплены связи корпунктов в учебных заведениях, где совместно вырабатываются и осуществляются сценарии действий, имеющих социальный эффект в подростковой среде. С этой целью применяются современные коммуникационные технологии (интернет-конференции, выпуск интернет-журнала, интернет-консультации, специальная рубрика "Твоя территория" и др.).

Одной из современных форм воспитательной работы с обучающимися является создание собственной школьной социальной сети. В СШ № 2 г. Ошмяны создана школьная социальная сеть. Это сетевой проект, целью которого является создание единой образовательной сети для школьников, членов педагогического коллектива и родительской общественности. К социальной сети подключено более 50 пользователей. Школьная социальная сеть является сетью открытого типа. Перед созданием школьной социальной сети был проведен опрос учащихся и определен круг материалов, которые могли бы привлечь учеников. Так появились странички педагогов и учеников, группы по интересам, дистанционные задания, предметные и классные страницы.

Создавая свои странички и группы, наполняя их интересными моментами из школьной жизни (фото- и видеоматериалами), ученики имеют возможность обмениваться интересующей их информацией. Классному руководителю сеть дает возможность осуществлять постоянную информационную поддержку образовательного процесса.

По технологии реализации школьная социальная сеть в большей части своего функционала не отличается от существующих на сегодняшний день социальных сетей. Например, школьники могут вести дневник событий, совместно выполнять домашние задания и узнавать новости из жизни школы. Неотъемлемой частью работы сети является жесткая модерация контента.

Практика показывает, что сетевые проекты способствуют созданию необходимых условий для формирования коммуникационного воспитательного пространства учреждения общего среднего образования, что является основой для успешной социализации обучающихся в современном информационном обществе.

Научное и социальное взаимодействие, групповая работа в системе образования, формальные и неформальные контакты все шире осуществляются через интернет-технологии, через формируемые по интересам интернет-сообщества. В нашей стране подобная деятельность пока не приняла массового характера, но с учетом высоких темпов информатизации в ближайшее время можно прогнозировать активное развитие различных видов интернет-коммуникаций. В связи с этим одной из серьезных задач, которая должна быть вынесена на широкое обсуждение общественности, остается возможность использования потенциала социальных сетей в образовании и воспитании школьников.

Перечисленные формы воспитательной работы способствуют повышению эффективности использования программно-технических средств и информационных ресурсов, предназначенных для всестороннего обеспечения различных аспектов работы классного руководителя, обеспечивают единство целевого, процессуального компонентов воспитательной работы и способствуют формированию навыков обучающихся как позитивных пользователей Интернета.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бедулина, Г. Ф. Современные информационно-коммуникационные технологии идеологической и воспитательной работы в общеобразовательном учреждении / Г. Ф. Бедулина // Кіраванне ў адукацыі. -- 2010. -- № 7. -- С. 49--55.
  2. Бедулина, Г. Ф. Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков : пособие для педагогов учреждений общ. среднего образования / Г. Ф. Бедулина. -- Минск : Нац. ин-т образования, 2013. -- 192 с.
  3. Хиневич, Н. В. Ребенок в социальных сетях: учеба, досуг, общение / Н. В. Хиневич // Социальное пространство Интернета: перспективы экогомсоциологических исследований : материалы междунар. науч.-практ. конф. ; г. Минск, 21 ноября 2014 г. / ред. кол. Котляров И. В. (гл. ред.) и др. ; Ин-т социологии НАН Беларуси ; кафедра экономической социологии БГЭУ. -- Минск. -- Право и экономика. -- 2014. -- С. 153--156.
  4. Далимаева, Е. О. К вопросу об интернет-общении молодежи / Е. О. Далимаева // Социальное пространство Интернета: перспективы экогомсоциологических исследований : материалы междунар. науч.-практ. конф. ; г. Минск, 21 ноября 2014 г. / ред. кол. Котляров И. В. (гл. ред.) и др. ; Ин-т социологии НАН Беларуси ; кафедра экономической социологии БГЭУ. -- Минск. -- Право и экономика. -- 2014. -- С. 106--109.

 

Основным документом, защищающим права детей, является «Конвенция ООН о правах ребенка» (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года). Положения Конвенции сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. В основу содержания деятельности по социально-правовой защите детей от жестокого обращения могут быть положены следующие положения Конвенции по защите прав детей:

- право ребенка на уровень жизни, необходимый для гармоничного развития (ст. 6, 17, 27-31);

- ответственность родителей, лиц их заменяющих за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребенка (ст.3, 5, 18, 26);

- право ребенка на защиту от всех форм насилия (ст.16, 19, 32-37).

Половая свобода и половая неприкосновенность являются составной частью конституционно-правового статуса личности и гарантируются Конституцией Республики Беларусь.

Программа по ВИЧ

Нормативная правовая документация классного руководителя

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании

2. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2016-2020 г.

3. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь на 2016-2020 г.

4.Положение о классном руководителе

5. Инструктивно - методическое письмо об организации классного руководства и работы куратора учебной группы в учреждениях образования 

6. Инструктивно - методическое письмо «Особенности организации воспитательной  и идеологической и работы в учреждениях общего среднего образования  в 2017/2018 учебном году»

7. Методические рекомендации «Планирование воспитательной работы в классе и её учёт»

8. Рекомендации по организации деятельности классного руководства

9. Инструктивно - методическое письмо «Организации эффективного взаимодействия учреждениях общего среднего образования с семьей»

10. Закон Республики Беларусь о правах ребенка

11. Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»

12. Программа сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью на 2015-2020 годы 

13. Декрет № 6 О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков

Классный час является прямой формой общения классного руководителя с учениками.

Классный час может проводиться в форме

  1. классного собрания 
  2. воспитательного часа (час классного руководителя)
  3. экскурсии 
  4. тематической лекции
  5. беседа (этическая, нравственная) 
  6. диспуты 
  7. встречи с интересными людьми 
  8. викторины по различным областям знаний 
  9.  дискуссии (дискуссии могут носить свободный характер, а могут быть дискуссии по заданной теме) 
  10.  КВНы; 
  11. интерактивные игры; 
  12. игры  путешествия; 
  13. театральные премьеры; 
  14. психологические игры и тренинги; 
  15. читательские конференции. 

Итак, час классного руководителя (классный час) — это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.

 Классный час выполняет функции:

  1. просветительскую
  2. ориентирующую
  3. направляющую
  4. формирующую. 

Суть просветительской функции состоит в том, что классный час дает возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, происходящих в городе, в стране и за рубежом. Объектом обсуждения классного часа может быть любое явление или событие.

Ориентирующая функция способствует формированию определенного отношения к окружающему миру и выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в окружающем мире.

Просветительская и ориентирующая функции тесно связаны между собой, т.к. нельзя научить учащихся оценивать явления, с которыми они не знакомы. Хотя иногда классный час выполняет исключительно ориентирующую функцию: при обсуждении широко известного события.

Направляющая функция призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся.

Формирующая функция  вырабатывает у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помогает в выработке умелого ведения диалога и высказывания, отстаивания собственного мнения.

Для выбора темы и содержания классного часа классному руководителю необходимо выявить возрастные особенности учеников, их нравственные представления, интересы и т.д. Это можно сделать, например, при помощи анкетирования или беседы.

При подготовке классного часа необходимо четко следовать методике организации и проведения классного часа.

  1. Определение темы и задач классного часа 
  2. Определение времени и места проведения классного часа 
  3. Определение ключевых моментов классного часа и разработка плана подготовки и проведения классного часа (подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление  по теме, составить план (сценарий) проведения классного часа) 
  4. Определение участников подготовки и проведения классного часа (дать задание ученикам для предварительной подготовки к классному часу (если это предусмотрено планом), определить степень целесообразности участия педагогов или родителей) 
  5. Анализ его результативности. 

Советы по организации классного часа.

Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала учащимися, следить за вниманием и при его снижении использовать интересный по содержанию материал или поставить «острый» вопрос, использовать музыкальную паузу, сменить вид деятельности.

Организация и проведение  классного собрания

Классное собрание является важной формой работы классного руководителя с учениками (проводится примерно раз в четверть).

Классное собрание является наивысшим органом самоуправления в классном коллективе. Назначение этого органа - обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем возникающих в организации деятельности класса.

Тематика классных собраний зависит от проблем, возникающих в классе.

Классное собрание выполняет две основные функции: стимулирующую и организующую. Результатом его работы являются конкретные ре шения, направленные на положительные преобразования в коллективе.

Классное собрание:

  1. распределяет поручения; 
  2. избирает старосту, представителей в органы ученического коллектива;
  3. слушает доклады учеников о выполнении поручений 

В 5 классе собрания следует проводить с целью выработки у учеников потребности в обсуждении и решении проблем, возникших в классе. Собрание не должно иметь затяжной характер. Оно должно занимать 15-25 минут.

В 6 классе сфера деятельности собраний значительно расширяется: обсуждаются вопросы об участии класса в общешкольных мероприятиях, спортивных соревнованиях, дежурстве по школе.

Усилия классного руководителя, затраченные на обучение подготовке и проведению классных собраний в 5-7 классах, полностью оправдываются в старших классах.

Организация и проведение нравственного классного часа (не чаще одного раза в четверть)

Главным назначением нравственного классного часа является:

  1. нравственное просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок 
  2. изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений 
  3. критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков и поступков сверстников и одноклассников 
  4. развитие таких личностных качеств, как умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы, умение прощать и быть прощенным, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей. 

Вариант тематики нравственных классных часов

5-й класс

1.«Кто я? Какой я? — игра».

2.«Дверь в детство» — путешествие детей в детство их родителей.

3.«Я через 5 лет» — экскурсия в портретную галерею класса.

4. «Архив 5 «А» — праздничное представление, посвященное итогам совместного общения за год

6-й класс

1. Мои интересы, мои увлечения — аукцион увлечений и интересов       учащихся.

2. Я — дома, я — в школе, я - среди друзей — интерактивная игра.

3. Окна моего дома. Что они для меня значат — час общения.

4. Иметь свое мнение — это важно ?! — беседа.

7-й класс

1.  «Мои «хочу» и мои «могу» — диспут.

2. «Скажи, кто твой друг и...» - интерактивная игра.

3. «Вверх по лестнице жизни». Мои нравственные ценности - беседа.

8-й класс

1. Умею ли я любить? - аукцион мнений.

2. Люди, без которых мне одиноко — этическая беседа.

3. Ответственность и безответственность. Что прячется за этими словами? — дискуссия.

4. Страна, в которой мне хотелось бы жить — защита фантастических проектов.

9-й класс

1. «Я имею право на...» - разговор на заданную тему.

2. Всему начало -  любовь... - праздник.

3. Счастливый билет моей судьбы - нравственный экзамен.

4. Прекрасное и безобразное в нашей жизни - дискуссия

10-й класс

1. А если не получилось?.. Что дальше? - диспут.

2. Я среди людей, люди вокруг меня - деловая игра.

3. Чувство взрослости. Что это такое? - этическая беседа.

4. Моя будущая профессия. Какой я ее вижу? — экскурсия в мир профессий.

11-й класс

1. Какие воспоминания оставлю я о себе в школе — классное собрание - разговор.

2. Есть только миг между прошлым и будущим... - дебаты.

3. Мой профессиональный выбор. Прав я  или нет? — презентация.

4. Моя миссия в мире – конференция

Организация и проведение психологических игр и тренингов

Проведение их не требует ни особой подготовки, ни особых затрат времени, зато дает значительный положительный эффект: в игровой форме, которая наиболее близка детям, ребята осваивают простейшие приемы коммуникации, учатся разбираться в своих комплексах.

 «Комплимент»

Ребята образуют два круга — внутренний и внешний — так, чтобы получились пары, стоящие лицом друг к другу. Задание: в течение минуты назвать своего партнера по имени и сказать комплимент. Партнер должен поблагодарить за приятные слова и сказать в ответ комплимент. По знаку ведущего внутренний круг делает шаг вправо (влево), таким образом меняются пары и задание повторяется. Игра длится до тех пор, пока не встретятся первые пары.

«Сравнение»

Лучше рассадить участников на стульях, расставленных кругом. Оптимальное число в одном круге — 8—10 человек. Задание: по очереди играющие описывают любого из группы, используя сравнения. Описывать надо подробно, с деталями, сравнений может быть несколько; например, «если бы это был дом, это был бы двухэтажный особняк «но вого русского»; если бы это была книга, это был бы роман «Война и мир»; если бы это был цветок, это был бы кактус». Имя того, кому дают характеристику, не называют, его нужно угадать по описанию.

 «Волшебный магазин»

Учитель говорит: «Представьте себе, что вы пришли в магазин. Магазин, в котором есть все человеческие свойства, чувства, поступки, проблемы, способности, умения. Все это можно «купить» в обмен на то, что вам не нужно, что вы считаете для себя лишним, ненужным, вредным. Обязательно нужно описать то, что «продаешь», и то, что «покупаешь».

«Знакомство»

Ребята образуют круг, и каждый, начиная с ведущего, называет свое имя и присоединяет к нему прилагательное, которое может отражать какие-либо положительные черты характера, внешности, поведения. Обязательно условие: прилагательное должно начинаться с первой бук вы имени, например, Таня трудолюбивая, Олег оригинальный.

«Всеобщее внимание»

Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простейшую задачу. Любыми средствами, не прибегая, конечно, к физиче ским действиям и местным катастрофам, постараться привлечь к себе внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее стараются выполнить все участники игры. Определите, кому это удалось и за счет каких средств.

«За что нам нравятся люди»

Выбрать в группе человека, который симпатичен вам, и письменно указать пять качеств, которые вам нравятся в нем. И, не указывая са мого человека, укажите пять качеств, которые вам не нравятся в нем. Листочки сдаются ведущему, который по очереди читает характеристи ки. Задача участников угадать, о ком идет речь.

«Рассмешить партнера»

Проводится этот тренинг в парах. Нужно любыми средствами рассмешить партнера. Если рассмешить не удается, то выбирается другой партнер. Если партнер смеется, тогда он выбирает себе пару из остальных участников. В конце определяется самый смешливый человек и са мый веселый, обладающий большим чувством юмора.

 Организация и проведение тематического классного часа

Тематические классные часы требуют подготовки и могут быть объединены определенной тематикой в течение длительного времени. Эти часы могут стать началом и завершением серьезной работы в классе, которая может быть дополнена другими формами внеклассной работы.

Примерная тематика классных часов

5-й класс

  1. Мир моих интересов 
  2. Памятные даты моей семьи 
  3. Обычаи и традиции народов мира 
  4. Кем быть и каким быть? 

6-и класс

  1. Мир моих способностей 
  2. Памятные даты моей страны 
  3. Обычаи и традиции моей страны 
  4. Профессии милосердия и добра 

7-й класс

  1. Как развить свой интеллект? Школа интеллектуального развития 
  2. Люди, на которых хотелось бы быть похожим 
  3. Компьютер в жизни человека 
  4. Азбука вежливости. 

8-й класс

  1. Портрет друга, которого я хотел бы иметь 
  2. Герб моей семьи. Каким он может быть? 
  3. О вкусах не спорят? 
  4. Профессионал. Кто он? 

9-й класс

  1. Простые истории человеческой дружбы 
  2. Улицы, от названия которых становится теплей 
  3. Мои профессиональные приоритеты 
  4. Как научиться говорить «нет» 

10-й класс

  1. Как бороться с плохими привычками 
  2. Моя страна на карте мира 
  3. Я имею право, я обязан... 
  4. Дом, в котором я живу... 

11-й класс

  1. Любовь в жизни человека 
  2. Вступая во взрослую жизнь... 
  3. Моя миссия в мире 
  4. Все работы хороши, выбирай на вкус. 

 

 

Организация и проведение информационного классного часа

Главное назначение информационного часа - формирование учащихся собственной принадлежности к событиям и явлениям общественно — политической жизни страны, своего города, района.

Информационные часы по своей форме могут быть тематическими и обзорными.

Обзорные часы знакомят учащихся с текущими событиями в своей стране, в мире и в городе.

Тематические часы знакомят учащихся с проблемами сегодняшнего дня, их анализом и отношением к этим проблемам различных слоев населения, профессионалов. Обзорные часы по времени могут длиться 20-25 минут.

Этого достаточно, чтобы обсудить важнейшие текущие события. Тематические часы могут быть по времени более длительными.

Правила подготовки информационного часа:

  1. Информационный час должен быть актуальным и информация, которую обсуждают ребята, должна быть своевременной 
  2. Информационный час должен быть мобильным 
  3. Информация должна быть оперативной и неизвестной  в классе 
  4. Информация в обзоре должна быть беспристрастной 
  5. Информационный час может и должен развивать интеллектуальные умения учащихся (умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать свои самостоятельные выводы) 

 Основные формы работы во время информационного часа:

газетные сообщения;

пересказ событий в мире и стране с использованием цитат из текстов газет и журналов; работа со словарем и справочной литературой;

работа с политической картой мира и глобусом;

комментированное чтение газетных и журнальных материалов;

формулирование проблемных вопросов и поиск ответов на них;

просмотр и обсуждение телематериалов.

Формы проведения информационных часов:

викторина (обзорная и тематическая);

информационный ринг;

конкурсы рисунков, плакатов, конкурсы эрудитов;

пресс — конференция;

встречи с интересными людьми;

праздники газеты и журнала;

вечера вопросов и ответов;

дискуссии;

путешествие во времени (история создания газет и журна лов);

рекламная акция.

Примерная тематика информационных часов в школе

5-й класс

По страницам и континентам.

Главные события страны и мира за неделю.

Газеты и журналы моей семьи.

Читательские и телевизионные пристрастия моей семьи.

Это интересно, это полезно; это необходимо.

Как читать газету.

6-й класс

История первой газеты и первого журнала.

Профессия - журналист.

Это интересно знать

Время, события, люди.

Горячие точки планеты Земля.

У карты мира.

Профессия - репортер.

7-й класс

Ведущие газеты страны и мира

Крупным шрифтом о главном

Главные темы первой полосы

Газетная лексика

Быть газетчиком опасно?!

8-й класс

Газетная сатира.

Журналисты в истории моей страны.

Планета за одну неделю.

Мир глазами журналистов ведущих газет.

Что мы знаем о создании газетного номера.

Как работать со статьей и журнальной публикацией.

9-й класс

Любимые журналисты о своей профессии.

Достоверная информация в достоверных фактах.

С трибуны главного редактора.

Достоверность и лживость газетных фактов.

Главные события прошедшей недели.

Политический олимп: имена и характеры.

10-й класс

Газетная полемика: методы и результат.

История событий в мире в газетных материалах.

Какой быть сегодняшней газете?

По следам газетных выступлений.

Самые значимые газетные рубрики.

Кто создает имидж газеты?

11-й класс

Роль газеты в моей жизни.

Политическая лексика. Чем она изобилует?

Журналист, с которым бы мне хотелось побеседовать.

Неизвестное об известном (рубрики в различных изданиях)

Интересное и важное газетной полосы.

Нравственные проблемы на страницах газет.

15 мая 2017 года в 13.50 (методический кабинет) состоится заседание МО педагогов «Стратегия развития классного коллектива», выполняющих обязанности классных руководителей по следующим вопросам:

Форма проведения

Темы

Результаты

Ответственные

Проектная лаборатория

 

Интересы, увлеченья, возможности подростков

Роль интернета в жизни подростка

Допрофильная и профильная подготовка: роль классного руководителя в определении профессиональных ориентиров

Стратегия деятельности классного руководителя по развитию классного коллектива

 

 

Касинская Л.А.

Даник Л.А.

Левицкая О.А.

 

Будницкая С.С.

 

Анализ работы классного руководителя: виды и формы

Алгоритм анализа

Личик А.А.

В рамках подготовки к педагогическому совету 31 октября 2016 года организовано заседание круглого стола в рамках работы МО классных руководителей «Организационно-педагогические условия формирования положительного имиджа классного коллектива в современном учреждении общего среднего образования». Основная цель заседания - определить систему поддержки инициатив классного коллектива как необходимого условия формирования положительного имиджа учреждения образования. Педагоги смогли рассмотреть понятие «имидж», составляющие понятия «имидж учреждения образования», определить наиболее качественные практики организации работы классного руководителя по поддержке детских инициатив, изучить наиболее перспективные направления в работе классного руководителя, их влияние на формирование положительного имиджа классного коллектива, расширить свое понимание в контексте организованной работы по поддержке детских инициатив.

По итогам работы классные руководители пришли к выводу о необходимости пересмотра каждым педагогом своей личностной позиции и возможностей. Педагогическое сообщество классных руководителей гимназии отмечает важность и необходимость развития имиджевой стратегии гимназии, и отмечает важную роль в этом направлении каждого педагога. «Мы многое можем сделать, ведь нет нетворческих или творческих людей, есть те, кто считает себя творческими, и те, кто не считает, и наш выбор состоит в том, к какой категории мы себя отнесем».

Страницы

Контакты

Личик Александр Анатольевич - директор т. 8 01512 2 00 66

Приемная - тел./факс - 8 01512 2 00 66

Балюк Жанна Николаевна – заместитель директора по учебной работе т. 8 01512 2 00 62

Петрова Ирина Васильевна – заместитель директора по учебной работе т. 8 01512 2 00 63

Плюта Ирина Аркадьевна – заместитель директора по учебной работе, т. 8 01512 2 00 62

Ковалевич Юрий Юрьевич – заместитель директора по воспитательной работе, т. 8 01512 2 00 62

 

Гаврилик Татьяна Станиславовна, Замышляева Елена Мечиславовна - социальные педагоги,  

т. 8 01512 2 00 64

 

Столовая - 8 01512 2 00 65

Учительская - 8 01512 2 00 63

Отдел кадров - 8 01512 2 00 66

 

Наш адресс:

Ул. Социалистическая, 10

231900 г.Волковыск, Гродненской обл.

Республика Беларусь

 

Наш e-mail:

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Как нас найти