Приоритетный проект «Ипотека и арендное жилье» — цели и этапы

В ближайшем будущем правительство направит усиленное внимание на программы и проекты, цель которых – улучшить условия проживания людей. К ним относится проект «Ипотека и арендное жилье», который будет действовать до конца 2020 года. Данный проект получил согласование и утверждение со стороны представителей исполнительной власти.

Если до 2020 года проект покажет достойную реализацию и выполнение поставленных целей, то действие программы могут продлить до 2025 года.

Суть проекта «Ипотека и арендное жилье»

Проект разработан для улучшения и изменения условий проживания граждан РФ – на обеспечение людей комфортным, доступным по цене жильем, необходимым коммунальным обслуживанием. Варианты достижения цели – повышение темпов ввода жилья и увеличение спроса на него. Цели проекта различны в зависимости от предпочтений конкретных людей – проживание в личной квартире или арендованной.

В процессе создания проекта сформулированы:

  • цели и задачи, поставленные для улучшения и изменения условий проживания людей;
  • паспорт проекта, предусматривающий особенности финансового обеспечения, которые рассортированы по источникам средств и годам;
  • главные этапы воплощения проекта в жизнь;
  • планируемые сроки;
  • планируемые результаты.

В проекте рассматриваются возможные риски и способы по их предотвращению. К таким рискам относятся следующие.

  1. Отсутствие регуляторных изменений или их задержка. Для предотвращения этой ситуации планируется создание рабочих групп, участники которых будут согласовывать изменения в законодательстве РФ.
  2. Ухудшение макроэкономических условий, повышение ключевой ставки, стоимости фондирования – что в итоге приведет к незаинтересованности людей в жилье и ипотечном кредитовании. К способам предотвращения такой ситуации относятся следующие: непрерывное отслеживание условий внешней среды, оптимизация и актуализация разработанных программ, разработка для людей возможностей льготного ипотечного кредитования.
  3. Незаинтересованность возможных инвесторов в однотраншевых ИЦБ с поручительством АИЖК. Способы предотвращения следующие: разработка регуляторных изменений и иные варианты увеличения привлекательности ИЦБ.
  4. Наличие конкурентов в виде теневого сектора аренды жилья, условий для бесплатной приватизации квартир по договору соцнайма. Для решения этой проблемы планируется изменить законодательство РФ.

Также воплощение проекта в жизнь предусматривает ряд возможностей:

  • рост объемов ипотечного кредитования и ИЦБ;
  • оптимизация макроэкономической ситуации, что заинтересует граждан в ипотечном кредитовании.

Чего ожидать от программы?

В 2020 году планируется ввести в использование 100 000 000 квадратных метров жилья, выдать 1 200 000 ипотечных кредитов.

Это будет достигнуто следующими способами:

  • использование 13 500 га федеральных территорий для организации строительства;
  • ввод в использование 20,4 млн м2
    жилой собственности;
  • разработка электронного ипотечного интернет-рынка;
  • выполнение пилотных проектов по возведению арендных объектов недвижимости.

В итоге проект должен привести к уменьшению кредитных ставок до 7-8% (по сравнению с текущими 9,75%). Каждый год люди будут оформлять до 2 млн ипотек по сравнению с текущими 1,2 млн. Каждая вторая семья в России сможет позволить себе оформить ипотеку.

Те люди, которые не планируют приобретать ипотечные квартиры и дома, смогут воспользоваться новыми возможностями аренды. Строительство арендных домов получит финансовое обеспечение со стороны ПИФов. До окончания действия программы уполномоченные лица намерены привлечь в подобные ПИФы до 65 млрд рублей.

Любители аренды получат экономичное решение проблемы, а розничные инвесторы будут обеспечены выгодными инвестиционными инструментами.

Паспорт приоритетного проекта «Ипотека и арендное жилье»

План проекта содержит направления, затрагивающие оптимизацию строительства объектов недвижимости, а также улучшение ипотечной и арендной сфер рынка.

Каждое направление отличается конкретными этапами, значимыми моментами проекта, датами, к наступлению которых запланированные работы необходимо осуществить.

В паспорте определен бюджет с 2017 по 2020 годы. С федеральных бюджетных средств планируется использовать 80 000 000 рублей, с бюджетных средств субъектов РФ – 34 400 000 рублей, а со средств АИЖК, инвесторов, кредиторов и граждан – 15 819 400 рублей. Применение средств с местных бюджетов не запланировано. Нагрузка ляжет на кредиторов, инвесторов, АИЖК и граждан.

Развитие рынков ипотеки и арендного жилья

Предполагается, что развитие ипотечного рынка должно привести к таким результатам:

  • банки получат одинаковый доступ к продолжительному финансовому обеспечению ипотек через эмиссию ипотечных ценных бумаг;
  • разработка и внедрение системы кредитования уменьшит траты времени;
  • появится электронная закладная, что также упростит программы кредитования.

В процессе развития рынка аренды планируемые результаты включают в себя:

  • разработка Единого института развития с целью контроля над ПИФами в процессе воплощения в жизнь коллективного инвестирования;
  • внедрение проверенных общемировых практик в области налогового стимулирования и в иных рассматриваемых сферах;
  • воплощение пилотных проектов по разработке арендных объектов недвижимости.

Эксперты вынесли мнение по поводу перспектив ипотеки и арендного жилья. Согласно опросам, до 7 млн россиян готовы арендовать жилье. Спрос на него есть, но если реальные доходы людей начнут повышаться, то население обратит внимание на объекты недвижимости получше. До 7 млн россиян могут взять квартиры в аренду, если ставка по ипотеке будет уменьшаться до 8%.

В 2018 году в России появилось только несколько арендных домов – для удовлетворения спроса этого недостаточно.

При этом ипотека и покупка вторичного жилья требует значительных финансовых вложений, что не позволяет людям с их текущими доходами себе это позволить.

Вряд ли в сфере приобретения квартир и домов в собственность произойдет рывок. Ипотечная ставка стимулирует жилищный рынок, увеличивает ввод жилья, однако небольшие доходы ограничивают возможности людей.

До 2021 года годовые темпы увеличения роста реальных доходов будут не более 1,5%.

По прогнозам экспертов, не менее 30 тысяч арендных договоров в год должны заключаться.

Молодые семьи, военные, сотрудники полиции и соцработники вправе претендовать на арендное соцжилье, дотируемое средствами государства. Сегодня объем арендного жилья – около 240 кв. м (7% от жилищного фонда).

В России спрос на арендные квартиры есть: аренда предполагает упрощенное заселение, поскольку покупать такие объекты недвижимости в собственность не нужно. При этом ставки по аренде зависят от ипотечных ставок. Если ипотечные ставки уменьшаются, то и стоимость аренды становится более доступной.

В то же время эксперты сообщают о наличии 2 проблем.

  1. Некачественные квартиры. В Москве проводился эксперимент, по итогам которого многие остались недовольны качеством жилья, однако небольшие доходы людей не позволяли им приобрести ипотечные квартиры, состояние которых лучше.
  2. Если реальные доходы людей начнут улучшаться, то граждане станут чаще оформлять ипотеку, намереваясь приобрести качественное жилье. В связи с этим может возникнуть проблема с ненужными арендными домами. Возводимое жилье должно быть добротным – иначе при снижении спроса продать его на рынке не получится.

Раньше рынок аренды в РФ стоял на месте, внимание уделялось жилищной собственности. Люди убеждены, что аренда – временное, неустойчивое явление, а личная собственность – это надежность.

Это объясняется тем, что основная часть арендного жилья – в теневом нерегулируемом секторе экономики страны.

Часто владельцы сдают квартиры и комнаты без подписания договоров, и жильцы не имеют законных способов защиты имущественных интересов.

Если властям удастся создать рынок арендного жилья по доступным ценам, то население не откажется арендовать его у государства или официальных уполномоченных компаний. И ставку необходимо сделать на новых технологиях, бизнес-моделях.

Стимулирование жилищного строительства

Активизация сферы строительства направлено на достижение таких задач:

  • возведение домов в центрах крупных городов РФ;
  • обеспечение инженерной инфраструктурой земельных наделов, где организовано строительство;
  • предоставление из федеральных бюджетных средств 20 млн рублей каждый год на выполнение желаемых задач.

В ходе реализации проекта будут построены доходные дома – жилые многоквартирные дома, которых запланировано сдавать в аренду людям, не желающим оформлять ипотеку. В российских регионах уже составлена правовая база для строительства подобных домов, а в некоторых областях подобное жилье уже есть.

Власти планируют создание жилья, стоимость аренды которых будет ниже, по сравнению с рыночными ценами на вторичку. Если же этого добиться не удастся, и привлекательность проекта для инвесторов будет низкой, то смысл в осуществлении проектов исчезнет.

Также власти разрабатывают пилотные проекты на основе частно-государственного партнерства. Если частный сектор получит муниципальную или региональную поддержку, то удастся организовать строительство жилья, стоимость которого оптимальна и для жильцов, и для инвесторов.

Возведение и ввод в использование доходных домов вызывают вопросы у экспертов. Предполагаемые арендаторы – это люди, у которых нет финансовых средств взять жилье в ипотеку, которые не могут доплачивать за аренду выше рыночной стоимости. В результате государству, региональным или муниципальным органам потребуется решать вопрос с поддержкой инвесторов возведения доходного жилья.

Читайте также:  Договор дарения квартиры: образец 2021 года (скачать из Росреестра)

Участие АИЖК в проекте

Заказчик – Минстрой России, руководитель которого – гендиректор АИЖК. Воплощение задач проекта в жизнь происходит через АИЖК. Акционерное общество занимает федеральные, региональные и локальные земельные наделы под строительство, привлекает инвестирование различными способами – включая эмиссию ипотечных ценных бумаг.

АИЖК – главный инвестор при реализации арендного жилья. АО применяет инструмент коллективного инвестирования. Финансы АИЖК – важный источник внебюджетного обеспечения работы.

Впоследствии вероятны обновление и актуализация задач, направлений работы АИЖК.

Итак, АИК – исполнитель поставленных задач. Государство определило перед акционерным обществом задачи и выдало инструменты, посредством которых в установленные сроки уполномоченные лица достигнут цели проекта.

Ипотека осталась без господдержки. А мы – без жилья?

Чем грозит отмена господдержки и ожидать ли взлета процентных ставок. Кому и где можно будет снимать квартиру у государства?

Чем грозит отмена господдержки и ожидать ли взлета процентных ставок?

Правительство объявило, что не будет продлевать программу субсидирования ипотеки.

Однако, как заявил министр строительства и ЖКХ Михаил Мень, скорее всего, будет разработан новый механизм поддержки жилищного кредитования. Новая программа может заработать уже к концу года.

Льготная же ипотека с субсидированием 12%, по словам министра, просто теряет смысл, поскольку рыночные ставки уже приближаются к этой отметке.

Льготная ипотека, которую мы потеряли

В конце 2014-го Центробанк поднял ключевую ставку до 17%, и ипотечные ставки тут же взлетели под 20%. Жилье просто перестали покупать, после чего в марте 2015 года правительство запустило программу ипотеки с господдержкой, что позволило снизить процентную ставку до 12% годовых.

Часть денег по такой ипотеке составляла финансовая помощь от государства, часть — кредит от банка, как и в случае с обычной ипотекой. Субсидия, которую можно было использовать на первоначальный взнос, выдавалась только на жилье на первичном рынке.

Первостепенно льготная ипотека предоставлялась очередникам, нуждавшимся в улучшении жилищных условий и долго стоявших в очереди на него.

Стать участниками программы могли работники бюджетных организаций, молодые и многодетные семьи, лица, получившие материнский капитал, действовали специальные программы льготной ипотеки для молодых учителей и ученых.

К каждой группе заемщиков выдвигались определенные требования – возраст, стаж работы, в зависимости от количества детей предусматривались разные вычеты из процентной ставки и пр.

Остальные условия были сходны с условиями любого ипотечного кредита: долг должен был быть полностью погашен до выхода заемщика на пенсию, сумма займа зависела от совокупного дохода созаемщиков, каждый из них должен был работать на нынешнем месте работы не меньше шести месяцев и пр. Для многих льготная ипотека стала единственным вариантом улучшить жилищные условия. По статистике, в 2015 году каждая третья квартира в новостройке покупалась через программу льготной ипотеки. А в организациях, занимающихся продажами недвижимости, отмечали, что в отдельных регионах доля сделок по льготной ипотеке доходила до 97-98% от общего количества ипотечных договоров.

Что теперь будет со ставками по ипотеке

Летом 2016 года ипотека резко подешевела.

Если по льготной ипотеке ставки составляли около 11%, то для стандартных ипотечников впервые с начала кризиса на рынке появились предложения с рекордно низкими процентными ставками — до 6-7 % годовых (правда только на первый год или два, после чего начинались обычные, в среднем в районе 13%).Прогнозы на будущее пока что неоднородны. Большинство аналитиков считают, что ставки все же будут падать. Но происходить это будет достаточно медленно.

Эксперты сомневаются, что в нынешних условиях ставка опустится существенно ниже 13%. И хотя Греф Герман предсказал, что уже в 2017 году ставки по ипотеке в России упадут ниже 11%, многие его оптимизма не разделяют, отмечая, что это произойдет, но не раньше, чем через 3-4 года.

А отмена льготной ипотеки, хоть и на короткий промежуток времени, но все равно может вызвать их рост, особенно когда в отношении первичного жилья. Эксперты отмечают, что отмена «дешевой» ипотеки приведет к падению спроса на жилье – и банкам придется пересмотреть условия кредитования в пользу заемщиков.

Однако это может произойти не за счет снижения процентной ставки, а, например, за счет более лояльных условий рассрочки.

«Ипотека и арендное жилье»: что это и кому это поможет

Новый проект «Ипотека и арендное жилье» уже утвержден правительством, на его финансирование потратят около 114 миллиардов рублей и, отчасти, он должен прийти на смену отмененной программе льготной ипотеки.

Однако суть меняется: те, кому ипотека недоступна из-за дороговизны первого взноса, смогут снимать жилье у государства, а деньги за аренду квартир пойдут в муниципальные бюджеты. По сути, это будет нечто вроде доходных домов, существовавших в дореволюционной России.

Как рассказал Михаил Мень, сейчас Минстрой вместе с Агентством ипотечного жилищного кредитования готовит пилотные проекты арендного жилья в Москве и в некоторых регионах, где необходимо привлечение новых рабочих рук.

Если все пойдет нормально – арендное жилье вскоре может появиться в Петербурге и в других крупных российских городах.

Также, как заявил Мень, одним из новых вариантов, который может удешевить ипотеку с отменой льготной, может стать господдержка строительства инфраструктуры – это позволит застройщикам строить более дешевое жилье.

Летом 2016 года также появилась информация, что появился еще один новый проект, который может стартовать с новой Москвы — финансовая субсидиарная поддержка при ипотеке для малоимущих граждан.

Однако пока что о его судьбе ничего не известно.

Не обеспечен надлежащий контроль за реализацией приоритетных проектов «Формирование комфортной городской среды» и «Ипотека и арендное жилье»

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты контрольного мероприятия «Проверка обоснованности и целевого использования средств, предоставленных в виде межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках субсидий на поддержку государственных программ субъекта Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды основного мероприятия «Приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды» подпрограммы «Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства граждан России» и субсидий на мероприятия подпрограммы «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 — 2020 годы (приоритетный проект «Ипотека и арендное жилье») государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Проверка проводилась совместно со Счетной палатой Ульяновской области.

Объекты контрольного мероприятия: Минстрой России, Правительство Ульяновской области, Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Администрация г. Ульяновска.

  • Проверяемый период: 2016-2017 гг.
  • Сроки проведения контрольного мероприятия:с июня по декабрь 2017 г.
  • С докладом выступил аудитор Юрий Росляк.
  •  Приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды»*

В ходе проверки установлено, что Минстрой России, как функциональный заказчик и исполнитель Приоритетного проекта, не обеспечил в 2016-2017 гг. соответствующую подготовку его реализации.

«Работа по своевременной разработке и принятию нормативных правовых актов, а также проведению оценки готовности регионов и муниципалитетов к реализации мероприятий Проекта надлежащим образом не осуществлялась, что в итоге привело к многочисленным недостаткам и нарушениям, в том числе низкому уровню освоения бюджетных средств и невыполнению запланированных показателей реализации проекта», — заявил в ходе своего выступления на Коллегии аудитор Юрий Росляк.

В 2017 г. на реализацию Приоритетного проекта из федерального бюджета были выделены субсидии в размере 25,1 млрд руб., которые были распределены 81 региону. Кроме того, на реализацию основного мероприятия по обустройству парков дополнительно выделены субсидии в размере 500 млн руб., которые распределены 72 регионам.

На 1 октября 2017 г. кассовое исполнение по Приоритетному проекту составило 15,2 млрд руб.

или около 61% (в 20 регионах уровень исполнения составил от 2,03% (Тульская область) до 28,73% (Вологодская область), по основному мероприятию по обустройству мест массового отдыха (городским паркам) – 0,42 млрд руб.

или около 83 % (в Псковской области уровень исполнения составил 9,9 %, в Чувашии – 12,5%, Иркутской области – 27%; в Республиках Мордовия, Хакасия, Смоленской и Тульской областях расходы не осуществлялись).

По состоянию на 1 декабря 2017 г. кассовое исполнение по Приоритетному проекту составило 19,4 млрд руб. или 77,1%, по основному мероприятию – 441,8 млн руб. или 88,4 %.

Читайте также:  Как оформить куплю-продажу квартиры: документы, сколько стоит, сроки оформления, регистрация

По состоянию на 1 ноября 2017 г. благоустроено 13,5 тыс. дворовых территорий, или 68,4% от запланированного, 1,4 тыс. общественных территорий или 56%, 113 городских парков или 51,4%.

Работы продолжались по 5,4 тыс. дворов или 27%, по 1,1 тыс. общественных территорий или 42,3% и по 95 городским паркам или 43,2 %.

При этом в 28 регионах на указанную дату не были заключены контракты на выполнение работ по благоустройству дворов по 339 объектам, в 26 регионах – на выполнение работ по благоустройству общественных территорий по 75 объектам и в 5 регионах – на выполнение работ по благоустройству городских парков по 7 объектам.

«Учитывая, что на 738 объектах благоустройства работы не ведутся, а также принимая во внимание сезонность выполнения работ, климатические условия различных регионов и рекомендуемые сроки озеленения территорий, имеются риски невыполнения запланированных показателей Проекта на 2017 год в полном объеме в установленные сроки, а также риски их некачественного выполнения», — констатировал аудитор.

По предварительным данным на 1 января 2018 г. кассовое исполнение по Приоритетному проекту составило 24,4 млрд руб. или 97,3%, по основному мероприятию — 492,8 млн руб. или 98,6%. Благоустроено около 98% объектов (дворовых, общественных территорий, городских парков).

В ходе проверки было установлено неэффективное отвлечение Минстроем в 2017 г. средств Резервного фонда Правительства в размере 279,3 млн руб.

, которые не были распределены Тюменской области (172,9 млн руб.) из-за отказа региона заключить соглашение о предоставлении субсидии и Ханты-Мансийскому автономному округу (106,4 млн руб.

) из-за отсутствия у округа потребности в получении субсидии в полном объеме.

Кроме того, отдельными регионами не были соблюдены установленные сроки принятия региональных государственных программ по формированию комфортной городской среды или внесения в них соответствующих изменений, что, в свою очередь, свидетельствует о ненадлежащем контроле со стороны Минстроя за выполнением регионами принятых обязательств в рамках заключенных соглашений о предоставлении субсидии.

Приоритетный проект «Ипотека и арендное жилье»**

В 2016 г. средства на реализацию указанных мероприятий предоставлялись в рамках Подпрограммы «Стимулирование программ развития жилищного строительства» ФЦП «Жилище» на 2015-2020 гг.

В 2016 г. кассовые расходы по субсидиям на реализацию мероприятий Подпрограммы составили 4,2 млрд руб. или 96% предусмотренного объема бюджетных ассигнований. В 2017 г. на реализацию Проекта предусмотрены субсидии в размере 20,3 млрд руб. По предварительным данным кассовые расходы по состоянию на 1 января 2018 г. составили 19,6 млрд руб. или 96,3% годовых бюджетных назначений.

Как было отмечено на Коллегии, участие регионов в реализации Подпрограммы и Проекта носит заявительный характер (в 2016 г. приняло участие 18 регионов, в 2017 г. – 33 региона).

При этом потребность регионов в финансовой поддержке жилищного строительства Минстроем не анализировалась, влияние выполняемых мероприятий на стоимость жилья, реализуемого гражданам, не рассматривалось, оценка эффективности Подпрограммы за предыдущий период ее реализации и влияние на повышение доступности жилья не проводились.

Счетная палата также обратила внимание на отсутствие взаимосвязи целевых показателей Проекта и Подпрограммы с выполняемыми мероприятиями, а также объемами их финансирования. Так, при установленном в ФЦП «Жилище» показателе на 2016 г., предусматривающем ввод 1,1 млн кв. м жилья, регионы отчитались за ввод 4,15 млн кв.

м жилья (или 377% установленного показателя).

При этом данный показатель был достигнут регионами при неполном использовании субсидии (93,5%), значительном уменьшении расходов консолидированных бюджетов (50,5% от предусмотренных ФЦП), а также вводе в эксплуатацию только 4 объектов социальной и транспортной инфраструктуры из запланированных 50-ти объектов.

  1. По итогам проверки хода реализации мероприятий Подпрограммы и Проекта были выявлены различные нарушения и недостатки, в том числе
  2. — предоставление субсидий, которые направлялись преимущественно на строительство школ, детских садов, а также автомобильных дорог в районах массовой застройки в нарушение действующих Указаний о порядке применения бюджетной классификации без учета их отраслевой направленности (по подразделу 14 03 «Прочие нужды» и коду вида расходов 521 «Субсидии, за исключением субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности»);
  3. — строительство 77 объектов социальной инфраструктуры и улично-дорожной сети в рамках Подпрограммы и Проекта осуществлялось без их включения Минстроем в ФАИП, что не соответствует требованиям Бюджетного кодекса. В результате сроки строительства объектов значительно превышают нормативно обоснованные, происходит их удорожание, увеличиваются объемы незавершенного строительства, которые при этом в бюджетной отчетности Минстроя и регионов не отражаются;

— в нарушение Правил предоставления субсидий в 2016 году средства в размере 135,1 млн руб., невостребованные Ивановской и Волгоградской областями, не были перераспределены Минстроем на те же цели другим регионам, а были в рамках исполнения федерального закона о федеральном бюджете на 2016 г. направлены на улучшение жилищных условий сотрудников Минстроя, Минфина и Минэкономразвития;

— в 2016 г. возврат в бюджеты Владимирской, Оренбургской и Самарской областей не использованных в 2015 г. остатков субсидий, потребность в которых подтверждена, осуществлен Минстроем с нарушением установленных Бюджетным кодексом сроков.

Кроме того, из-за разногласий с Минфином в бюджет Ульяновской области не были возвращены неиспользованные в 2015 г. остатки в сумме 80,5 млн руб.

, что свидетельствует о недостатках нормативного регулирования механизма принятия решения по указанному вопросу;

— завышение Минстроем в 2016 г. уровня софинансирования расходного обязательства региона в связи с неправильным применением значения уровня расчетной бюджетной обеспеченности региона на очередной финансовый год. В результате субсидия, предоставленная Ульяновской области, была завышена на 52,8 млн руб., Воронежской области – на 16 млн руб.;

— отсутствие контроля со стороны Минстроя за соблюдением Правительствами Мордовии и Кабардино-Балкарии принятых обязательств по финансированию мероприятий согласно заключенным соглашениям о предоставлении субсидии, что создало условия для совершения двумя указанными регионами бюджетных нарушений, выразившихся в недофинансировании мероприятий из региональных бюджетов.

— несопоставимость отчетных данных Минстроя о реализации ФЦП «Жилище» в 2016 г., направленных в Минэкономразвития, с данными об исполнении соглашений, размещенными регионами в ФГИС «Электронный бюджет» (расхождение составляет 450 тыс. кв. м, или 12%). При этом сверка отчетных данных или проверка информации, размещенной регионами, нормативными актами не предусмотрена.

  • — отсутствие взаимосвязи и взаимоувязки Подпрограммы с другими государственными программами, в частности, с программой «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях» на 2016-2025 гг.***
  • Нарушения и недостатки, выявленные в ходе проверки в Ульяновской области
  • По итогам проверки в Правительстве и Минстрое Ульяновской области Счетная палата отметила ряд недостатков, в том числе:
  • — отсутствие закрепления за областным Минстроем полномочий по администрированию доходов, получаемых в виде субсидий на реализацию мероприятий Приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» и основного мероприятия по обустройству парков;
  • — отсутствие в принятых на региональном уровне нормативных правовых актов по реализации Проекта и Основного мероприятия положений, предусматривающих выполнение муниципальными образованиями области отдельных обязательств при заключении соглашений о предоставлении субсидий;

— завышение Правительством области в 2017 г. при подаче в Минстрой заявки на участие в мероприятиях Подпрограммы стимулирования жилищного строительства потребности в субсидии из федерального бюджета на общую сумму 298 млн руб. (расчетно) без наличия на то соответствующих оснований.

— отсутствие в заключенном с Минстроем в рамках Подпрограммы соглашении о предоставлении субсидии ряда условий, выполнение которых обязательно в случае переноса сроков завершения строительства объектов на 2018 г.

В ходе проверки деятельности администрации города Ульяновска, проведенной Счетной палатой Ульяновской области, выявлены нарушения на общую сумму 91,4 млн руб.

, в том числе нарушения при формировании бюджетов на 5,6 млн руб., нарушения при осуществлении государственных (муниципальных) закупок и закупок отдельными видами юридических лиц — на 82,3 млн руб.

, неэффективное использование средств – 3,5 млн руб.

Материалы направлены:

Коллегия приняла решение направить представление в Минстрой России, информационные письма — в Минфин России и Правительство Ульяновской области. Отчет о результатах проверки будет направлен в палаты Федерального Собрания.

Счетной палатой Ульяновской области по итогам проведенной проверки также были направлены предписания министру промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, главе администрации муниципального образования «Город Ульяновск», директору муниципального бюджетного учреждения «Стройзаказчик».

Справочно:

*Основная цель Приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» — создание условий для системного повышения качества и комфорта городской среды на всей территории Российской Федерации путем реализации ежегодно (в период с 2017 по 2020 гг.) комплекса первоочередных мероприятий по благоустройству в регионах, в том числе реализации к 2020 г. 400 комплексных проектов по благоустройству.

Читайте также:  Как оформить завещание на квартиру - его форма, порядок, документы

**Основная цель Приоритетного проекта «Ипотека и арендное жилье» — увеличение объемов ввода жилья в 2017-2020 гг. за счет внебюджетных источников финансирования на 20,4 млн. кв. м.

Проект реализуется через софинансирование за счет субсидий из федерального бюджета проектов массового жилищного строительства в части обеспечения их социальной и транспортной инфраструктурой в рамках подпрограммы «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации» ФЦП «Жилище» на 2015-2020 годы.

При этом субсидии используются на строительство объектов социальной инфраструктуры, на строительство или реконструкцию автомобильных дорог в новых микрорайонах массовой застройки, а также на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам под обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков для строительства жилья экономкласса.

*** В рамках реализации подпрограммы «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации» ФЦП «Жилище» создаются места в дошкольных и образовательных учреждениях муниципальных образований субъектов Российской Федерации. Так, в 2016 г. обеспечено софинансирование строительства 13 детских садов на 2 960 мест и 4 школ на 3 295 мест; в 2017 г. с участием средств федерального бюджета строятся 26 объектов образования в районах массовой застройки жилыми домами.

Утвержден приоритетный проект «Ипотека и арендное жилье» (01.11.2016-31.12.2020). Минстрой — Заказчик. АИЖК — Исполнитель

 Многократно заявленные ориентиры развития ипотечного кредитования и связанных отраслей утверждены и официально опубликованы. Отдельные показатели и мероприятия изменены, а некоторые представлены дополнительно. Ипотечное кредитование будет ускоряться, а строительство жилья увеличиваться, но сдержано.

Цель проекта — Улучшение жилищных условий граждан России путем обеспечения высоких темпов ввода жилья (ввод 88 млн кв. метров в 2018 году, 100 млн. кв. метров в 2020 году) и стимулирования спроса (выдача в 2018 году 1 млн. ипотечных кредитов, в 2020 года 1,2 млн. ипотечных кредитов, привлечение инвестиций в 2018 году в размере 15 млрд.

рублей в создание арендного жилья).

Статья дополняет и исправляет на основе окончательных официальных данных материал от 11 октября «Минстрой обозначил изменения в управлении доступностью ипотечного кредитования».

Паспорт «Приоритетного проекта «Ипотека и арендное жилье» утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 19 октября 2016 года № 8) и опубликован на сайте Правительства 31 октября.

Оформление паспорта проекта поменялось и сведены вместе три ранее отдельно представ-ленные направления: • повышение доступности ипотечного кредитования для граждан России», • развитие жилищного строительства», • формирование и развитие рынка арендного жилья в Российской Федерации».

Показатели приоритетного проекта представляют практический интерес для участников рынка и могут быть использованы в планировании практической деятельности Выделим наиболее существенные моменты.

Первое. Горизонт точного планирования – 49 месяцев, но прогнозирование расширено до 2025 года.

Срок окончания проекта (21.12.2020) совпадает с основными действующими сейчас программными документами, в том числе: • Стратегия развития ипотечного жилищного кредитования, • Государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», • Стратегия развития Единого института развития в жилищной сфере (АО АИЖК), • Долгосрочная программа развития Единого института развития в жилищной сфере. Для справки. Выборы Президента пройдут в 2018 и 2024 году, а Государственной Думы в 2021 и 2026 годах. Итоги проекта будут докладываться уже следующему Президенту. Для области ипотечного кредитования и родственных отраслей расширение горизонта планирования привело к обозначению новых стратегических ориентиров развития.

Второе. Обозначена перспектива существенного роста ипотечного жилищного кредитования.

Основным плановым показателем является количество выданных кредитов в год.

Таблица 1. Плановые показатели ипотечного жилищного кредитования

Показатель Тип показателя Базовое значение (2015) Период, год
2017 2018 2019 2020 2025
Количество выдаваемых ипотечных жилищных кредитов, тыс. шт. в год основной 700 921 1 000 1 100 1 200 1 700 (2 200)
Объем выдаваемых ипотечных жилищных кредитов, млрд рублей в год аналитический 1 200 1 700 1 900 2 200 2 500 4 500 (5 500)
Средний размер кредита, млн рублей расчет автора 1,71 1,85 1,90 2,00 2,08 2,65 (2,50)

В скобках приведено значение показателя в проекте Паспорта приоритетного проекта. Отметим, что ожидается увеличение средней суммы кредита. В последние годы это явление не наблюдалось (табл.2). Можно предположить, что Правительство в своем прогнозе учитывает увеличение стоимости недвижимости.

Табл. 2. Ретроспектива средней стоимости кредита

Год 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Средний размер кредита, млн руб. 1,28 1,41 1,88 1,17 1,25 1,37 1,49 1,64 1,74 1,66

Русипотека в начале сентября опубликовала свой прогноз объемных показателей.

Табл. 3. Вариант прогноза Русипотеки по развитию ипотечного кредитования

 Год 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022
Объем выдаваемых ипотечных жилищных кредитов, млрд руб. 1 450 1 700 2 000 2 400 2 900 3 600 4 500

Очевидно, что Правительство и экспертное сообщество верит в уверенные перспективы развития ипотечного жилищного кредитования, но в окончательном тексте официального документа степень оптимизма Правительства уменьшилась. Для непосредственного развития ипотечного кредитования выделение бюджетных средств не предусмотрено.

Третье. Дан прогноз временного замедления роста строительной индустрии.

Строительная отрасль не сможет в ближайшее время увеличить объемы жилищного строительства, но и резкого падения не ожидается (табл.4). Указанный прогноз будет несколько сдерживать рост ипотечного кредитования.

Таблица 4. Плановые показатели жилищного строительства

Показатель Тип показателя Базовое значение (2015) Период, год
2017 2018 2019 2020 2025
Объемы ввода жилья, млн кв. метров основной 85,3 81 88 94 100 120
Объем ввода индустриального жилья аналитический 50,1 46 53 59 65 85

Относительно рабочей версии Проекта добавился показатель «ввод индустриального жи-лья».

Четвертое. Ставка делается на ожидания от Фабрики ИЦБ, внедряемой АИЖК.

АО АИЖК готовит к внедрению технологию выпуска ИЦБ, обеспеченных гарантией АИЖК. Ожидается, что однотраншевые бумаги будут выпускать быстро и они дадут доступ бан-кам к более дешевому фондированию (табл.5). В стратегии АИЖК предусматривалось уже в 2020 году выйти на уровень выпуска ИЦБ с участием АИЖК в объеме 45 % доли от всех выданных кредитов. В приоритетном проекте значение показателя незначительно снижено до 40 % к концу 2020 года. Но в Стратегии было 45 % от ипотечного кредитования, а в Приритетном проекте 40 % от выпуска ИЦБ. Ипотечные ценные бумаги с поручительством АО «АИЖК» обеспечат банкам равный доступ к источникам долгосрочного финансирования ипотечных кредитов и инструментам управления кредитным риском (за счет обмена портфелей ипотечных кредитов на ценную бумагу с поручительством АО «АИЖК»). За счет повышения ликвидности и снижения кредитного риска у банков, граждане получат более низкие процентные ставки и надежный финансовый инструмент сохранения и инвестирования сбережений.

  • Степень снижения процентной ставки не указана в отличие от ранее сделанных политических заявлений.
  • Таблица 5. Перспективы влияния АИЖК на выпуск ИЦБ и ипотечное кредитование
Показатель Тип показателя Базовое значение (2015) Период, год
2017 2018 2019 2020 2025
Объемы ежегодно выпускаемых ИЦБ с поручительством АИЖК, млрд руб. аналитический 0 50 100 150 200 450
Коэффициент доступности жилья аналитический 2,7 2,6 2,5 2,5 2,4 2,3

Справочно. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 323 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации.

Коэффициент доступности жилья (соотношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв.

метра и среднего годового совокупного денежного дохода семьи, состоящей из 3 человек) — 2,5 года в 2015 году, 2,1 года в 2017 году, 1,8 года в 2020 году.

Очевидно, что в апреле 2014 года Правительство более оптимистично смотрело на перспективы доступности (2020 год 1,8 против 2,4).

Пятое. Уточнены сроки внедрения инфраструктурного обеспечения ипотечного бизнеса В очередной раз справедливо подтверждена важность развития современной инфраструктуры ипотечного бизнеса. Указано, что внедрение электронного документооборота (электронной закладной) на ипотечном рынке позволит снизить затраты на выдачу и рефинансирование ипотеки, сократить временные издержки участников и увеличить оборачиваемость средств, направляемых на ипотечное кредитование.

Ипотечный рынок может быть переведен в электронный формат (к 2018 году создана возможность полного цикла обслуживания заемщика: от выдачи кредита до регистрации недвижимости).

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *