Специализированный жилищный фонд: квартиры для детей-сирот, военнослужащих и переселенцев

С получением квартир от государства выпускниками центров содействия семейному воспитанию и приемных семей связано немало слухов и мифов.

Как на самом деле это происходит, как обустраиваются юные новоселы, рассказывают сами ребята, их бывшие опекуны и специалисты Городского научно-практического центра по защите прав детей «Детство», сопровождающие ребят при получении квартиры и в первые годы самостоятельной жизни.

Сироте исполнилось 18. Что дальше?

Вопрос о том, нуждается ли выпускник в получении квартиры от города, рассматривает Комиссия по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Если у достигшего совершеннолетия ребенка-сироты (с этого момента он, кстати, официально называется уже «лицом из числа детей-сирот») нет закрепленного за ним и пригодного для жизни жилья, то он им будет обеспечен. Для этого используются квартиры из специализированного жилищного фонда города Москвы.

Всего в 2019 году в столице квартиры от государства получили 900 выпускников центров содействия семейному воспитанию и приемных семей.

В Центр «Детство» поступают сведения о таких помещениях из столичного Департамента городского имущества.

Дальше ребят приглашают на осмотр квартиры, после которого выпускник подписывает смотровой талон, если он согласен на предложенный вариант.

Документ передают в Департамент городского имущества для оформления договора найма специализированного жилого помещения — именно этот документ предоставляет юноше или девушке право заселиться в квартиру.

«Сроки установлены Постановлением Правительства Москвы. В течение 30 дней мы должны осуществить осмотр.

Еще 30 дней дается на заключение договора после предъявления смотрового талона», — рассказывает начальник отдела по осуществлению контроля за использованием жилых помещений, предоставленным лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителя, Центра «Детство» Олег Алексенко.

При заселении во «вторичное» жилье порой случаются проблемы. Часто за этими квартирами числятся долги по оплате ЖКХ от предыдущих жильцов. «Мы помогаем ребятам их погасить: ведем переговоры с управляющими компаниями, МФЦ, Мосэнергосбытом.

Наши специалисты оказывают посильную помощь, если выявятся недостатки после заселения: неисправности сантехники, огрехи ремонта и так далее.

Мы обращаемся в разные организации и оперативно решаем эти проблемы», — рассказывает Олег Алексенко.

Итак, долгожданный переезд случился. Что дальше? Интернет и СМИ наполнены рассказами о молодых людях, по неопытности лишившихся своего жилья. Однако в первые пять лет новый жилец ничего не может сделать с квартирой. «С выпускником заключается договор найма на пять лет.

В это время по закону он не может ни продать, ни сдать предоставленную городом квартиру.

После окончания срока договора, жилье может либо перейти в собственность выпускника, либо использоваться по новому договору найма еще на пять лет», — объясняет Олег Алексенко.

  • Правила обеспечения жильем едины для всех выпускников: и тех, кто рос в центрах содействия семейному воспитанию или частных детских домах, и тех, кто находился под опекой и в приемных семьях.
  • Специализированный жилищный фонд: квартиры для детей-сирот, военнослужащих и переселенцев
  • Мечты и планы выпускников

В канун нового года въехала в новую квартиру 18-летняя Валерия Якунина. 11 лет она прожила в «Пансионе семейного воспитания» — частном учреждении для детей, лишившихся родительского попечения.

«Квартиру я получила через три месяца после совершеннолетия. Сначала мне предложили жилье в Медведково, но меня не устроило расположение, потому что все мои близкие находятся в Западном и Юго-Западном округах. Хотелось жить поближе к ним и к учебе. Второй вариант был на Академической.

Мне понравилось и расположение, и квартира. Квартира уже с отделкой, планирую только немного переделать кухню. А вообще мечтаю о большом доме за городом. Одна мечта у меня уже исполнилась: я купила собаку породы бордер-колли.

Теперь иду к следующей цели — открыть свой бизнес», — рассказывает Валерия.

При получении квартиры выпускники могут брать с собой на осмотры предлагаемого жилья сотрудников ЦССВ, попечителей и даже волонтеров, с которыми у них сложились доверительные отношения. Ответственное решение легче принимать, посоветовавшись со значимым взрослым.

Надежда Егорова стала опекуном троих внуков 14 лет назад, когда трагически погибли родители мальчиков. Самому старшему, Виктору, тогда было всего шесть лет, среднему Владимиру — четыре, младшему Феде — два годика.

Бабушка и дедушка справились со всеми трудностями и вырастили ребят. Виктор уже окончил один колледж по специальности системный администратор, сейчас получает второе образование — учится на 2 курсе колледжа на сварщика. Владимир стал реставратором-строителем.

Федор осваивает специальности паркетчика, стекольщика и плотника.

«Старшие мальчики уже 2 года живут в своем жилье. Младшему это скоро предстоит. Хотим, чтоб дали квартиру поближе к братьям. Больше у них никого нет в этом мире, три брата должны быть рядом. Старшие внуки очень довольны. Они живут в прекрасном месте — в Коммунарке. Сейчас еще и метро открыли в пешей доступности.

Квартиры замечательные, в новостройках. Ремонт уже был сделан качественный. Обставили мы их за счет скопившейся пенсии по потере кормильца. Главное, что живут в соседних домах. Они постоянно общаются, вместе проводят праздники. И мне, бабушке, удобно навещать их всех в одном месте.

Мы тоже живем в Новой Москве», — отмечает Надежда Егорова.

Специализированный жилищный фонд: квартиры для детей-сирот, военнослужащих и переселенцев

Постинтернатное сопровождение

Гораздо легче вступать в самостоятельную жизнь, если есть поддержка близких родственников, но и выпускники центров содействия семейному воспитанию не одиноки в начале своей взрослой жизни: им помогают специалисты службы постинтернатного сопровождения.

В новой, со вкусом обставленной квартире, нас встречает Александра Борщенко, 18-летняя выпускница ЦССВ «Радуга».

После окончания школы она несколько месяцев прожила в Центре социальной (постинтерантной) адаптации в Дегунино. Александра решила, что поддержка будет нужна ей и после переезда в свою квартиру.

Поэтому она заключила договор о постинтернатном сопровождении со своим же куратором из Центра.

«Я считаю для подготовки к самостоятельной жизни хотя бы месяца три нужно прожить в Центре социальной (постинтернатной) адаптации. Это дает очень много! Мой куратор мне очень хорошо помог, я доверяю ему и хочу продолжить наше сотрудничество», — считает выпускница.

Специализированный жилищный фонд: квартиры для детей-сирот, военнослужащих и переселенцев

Сейчас Александра учится на 1 курсе в РУДН, осваивает профессию искусствоведа. «Меня всегда тянуло на что-то творческое. Мой отец, когда был жив, был художником, и меня всегда привлекала живопись, я хотела этим заняться серьезно, изучать ее», — вспоминает Саша.

Творческие наклонности и художественный вкус девушки видны и в обстановке квартиры, где продумана просто каждая деталь. «После выпуска у меня накопилась некоторая сумма на банковском счете: моя мать платила алименты, за отца это делало государство в виде пенсии по потере кормильца после его смерти. На эти средства я обставила квартиру», — поделилась она.

Будущим выпускникам центров Саша советует: «Не бойтесь, все, на самом деле, проще, чем кажется. Есть интернет, есть кураторы, которые готовы помочь, есть государство, которое подставит плечо. Главное — учиться и получить профессию, это ваша главная задача».

В свою квартиру — из ПНИ

Пожалуй, больше всего мифов — о сиротах, которые после выпуска из детского дома переезжают в психоневрологические интернаты. Путевка в ПНИ — это вовсе не «билет в один конец»: выпускники из ПНИ, переезжающие в отдельные квартиры, не редкость. Самое главное, чтобы они были готовы к самостоятельной жизни.

В первые дни нового года отметил новоселье в своей квартире 33-летний Станислав Фролов. «В последние годы я жил в ПНИ № 11, с 2004 по 2010 — в ПНИ № 32. Для самостоятельной жизни очень важно, чтобы была работа», — говорит молодой человек. Он уже пять лет работает грузчиком-комплектовщиком в компании, которая привозит питание в детские сады и школы.

Есть у Станислава и старший брат — 35-летний Александр. Он получил квартиру три года назад. «Саша тоже жил в ПНИ, правда, в другом. А в детском доме мы росли вместе.

К самостоятельной жизни в интернате готовят: нас учили готовить, рассказывали всякие практические вещи: как за квартиру платить, в магазинах покупать необходимое, планировать бюджет и так далее.

Мы не боимся жить самостоятельно», — отмечает Станислав.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Назначение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Жилищное право » Жилищный фонд » Назначение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа

Предоставление жилья осуществляется по определенному порядку.

Содержание

Российская Федерация основной упор делает на воплощение на практике социальных программ, которые направлены в первую очередь на защиту нуждающихся категорий граждан РФ.

К этой когорте, безусловно, можно причислить детей-сирот, а также несовершеннолетних граждан, оставшихся без попечения родителей.

В частности, НПА РФ предусматривается возможность осуществить предоставление жилья детям-сиротам из специализированного жилфонда.

Кто относится к детям, оставшимся без попечения родителей. Дети-сироты

Перед тем как углубиться в законодательный процесс выдела жилого помещения, необходимо понять, кого признают детьми, оставшимися без попечения родителей.

В данной ситуации необходимо сделать отсылку на Семейный кодекс РФ, который фиксирует собой данную дефиницию. Так, согласно ст. 121 указанного НПА, в понятие «детей, оставшихся без попечения родителей», входят и лица, причисляемые к категории «дети-сироты».

При этом основания для наделения несовершеннолетнего ребенка подобным статусом могут быть самыми разными:

  • смерть обоих родителей;
  • лишение родительских прав;
  • недееспособность родителей;
  • отказ принимать участие в воспитании и образовании детей;
  • создание родителями условий, которые несут угрозу для жизни несовершеннолетнего и пр.

Но, несмотря на неоднородность причин, в качестве основания выступает одно единственное условие – отсутствие родительского попечения в отношении конкретного ребенка. Факт отсутствия попечения со стороны родителей устанавливается либо в момент смерти законного представителя несовершеннолетнего, либо по вступлению в юрсилу судебного решения.

При этом со стороны госорганов в течение 3-х дней с момента поступления сведений о детях, оставшихся без родительского попечения, должен быть осуществлен контроль условий жизни несовершеннолетнего.

Все полученные данные должны быть внесены в единый госреестр, в который включены все без исключения несовершеннолетние, причисляемые к когорте «оставшихся без попечения родителей».

Особый порядок обеспечения жилищем детей, оставшихся без попечения родителей

Предоставление жилья детям-сиротам и лицам, оставшимся без родительского попечения, осуществляется по определенному и специфическому порядку, который утвержден жилищным законодательством РФ. В частности, этот процесс регулируется ст. 98.1 ЖК РФ.

Данная норма права гласит о том, что обеспечение жилыми помещениями распространяется не только на несовершеннолетних граждан, но и на лиц, достигших дееспособного возраста, но причисляемых раньше к отдельной категории субъектов правоотношений, которым принадлежит право получения жилплощади из специализированного фонда.

В этой ситуации вступает в законное действие ФЗ под № 159-ФЗ, фиксирующий собой дополнительные гарантии для детей-сирот, которые достигли 18-летнего возраста и покинули территорию образовательных, социальных учреждений, закончили государственную службу в рядах российской армии и пр.

Таким образом, обеспечение жилыми помещениями происходит на основании закона № 159-ФЗ, а также с учетом требований, прописанных в ФЗ под № 15-ФЗ. В частности, для получения жилого помещения необходимо официальное заключение договора специализированного найма между сиротой или ребенком, оставшимся без попечения, и собственником жилья (государством или же органом МСУ).

Помещения, предназначенные исключительно для обеспечения жильем детей, оставшихся без попечения родителей

Жилье детям сиротам предоставляется из специализированного фонда, который принадлежит российскому государству. Объекты недвижимости, которые предназначены для получения определенной категории граждан, должны эксплуатироваться только по непосредственному целевому предназначению.

Иными словами, использование жилого помещения не для постоянного проживания не допускается законодателем.

Это связано с тем, что перед тем как происходит процедура получения ключей от жилого помещения, происходит его оборудование и приспособление с учетом законных интересов и нужд детей-сирот.

Следует отметить, что предоставление жилого помещения нуждающимся несовершеннолетним может быть осуществлено только в том случае, если оно соответствует основным критериям, прописанным в ст. 62 ЖК РФ. В частности, к требованиям причисляются следующие параметры:

  • квартиры должны быть жилыми, то есть иметь всю необходимую инфраструктуру для комфортного пребывания на ее площади.
  • На территории жилого помещения должны быть проведены все необходимые коммуникации: водоснабжение, центральное отопление, электроснабжение, газоснабжение.
  • Площадь жилого помещения должна быть изолирована от других квартир, если объект располагается в постройке многоквартирного вида.
  • Если в качестве жилого помещения из специализированного жилфонда выделяется частный дом, то его износ не должен превышать допустимые законодательством нормы. В частности, если предоставляется деревянная постройка, то ее возраст не может превышать 15 лет.
  • Запрещено законодателем выделять жилье для детей-сирот в фонде, который подлежит сносу из-за своего ветхого или даже аварийного состояния. 
  • Площадь жилого помещения должна удовлетворять нужды ребенка, признанного нуждающимся в улучшении жилусловий.

Таким образом, законодательством предусмотрен четко упорядоченный процесс предоставления жилых помещений осиротевшим несовершеннолетним и иным категориям детей, которые нуждаются в социальной защите со стороны государства.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Практика получения жилья из маневренного фонда в москве

Главная / Недвижимость / Аренда и найм / Жилищный фонд

Назад

Опубликовано: 18.08.2016

Время на чтение: 7 мин

  Доверенность на прописку в квартире без собственника

  • 3694
  • Маневренный жилищный фонд — это группа помещений, находящихся в федеральной или муниципальной собственности и временно предоставляемых нуждающимся гражданам по договору социального найма.
  • Основанием для предоставления такого жилья является невозможность проживания человека в жилом помещении, находящегося в его собственности или на правах социального найма.
  • Что это такое такое?
  • Категории граждан, которым помещения данного фонда предоставляются в социальный найм
  • Порядок предоставления маневренного помещения в найм
  • В каких случаях возможно выселение из жилья маневренного фонда?

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Задать вопрос

Специализированный жилищный фонд

Маневренный фонд жилья — это специализированные помещения. Специализированное жилье — это площади, порядок передачи в пользование которыми различается от простых квартир, передаваемых по договору соцнайма. К спецпомещениям причисляются:

  • служебные площади;
  • общежития;
  • маневренный жилой фонд (предоставляется на время, к примеру, гражданам, в домах которых делается капремонт);
  • временный фонд (для вынужденных переселенцев, беженцев);
  • жилищный фонд системы соцобслуживания (дома престарелых, хосписы).

Субъекты договора найма жилья в маневренном фонде

Жилищным Кодексом в статье 95 определены категории лиц, наделенных правом претендовать на маневренное жилье. Однако этот список нельзя назвать исчерпывающим. Пунктом 4 рассматриваемой статьи установлено, что жилые помещения маневренного фонда в некоторых случаях предоставляются и иным лицам.

Например, военнослужащие и их семьи, прибыв на новое место службы, и до получения жилья другой категории, на законных основаниях могут заселиться в маневренный фонд.

Наймодателем по договору является собственник помещений маневренного фонда, либо представитель собственника, осуществляющий деятельность по предоставлению жилья на основаниях, данных ему законом.

На граждан, заселенных в рассматриваемые помещения, распространяется обязанность по оплате предоставляемых коммунальных услуг. Суммы платежей зависят от того, оборудовано помещение приборами, осуществляющими учет потребления, или нет.

В первом случае граждане оплачивают коммунальные услуги по показаниям приборов, во втором – на основании тарифов и нормативов потребления услуги, установленных жилищными нормативными актами.

Важно отметить, что во время проживания в маневренном фонде гражданин не должен оплачивать коммунальные услуги по месту своей постоянной регистрации.

Распространенные виды спецжилья

Самые общеизвестные виды спецпомещений — общежития и служебные квартиры.

Общежитие — это специализированная площадь, передаваемая для кратковременного житья во время работы, службы, учебы по учетной величине 6 квадратов метража на человека. По завершении работы, службы, учебы граждане освобождают помещение.

Служебное жилье выделяется гражданам вследствие характера их работы в форме индивидуальных квартир. Завершение рабочих взаимоотношений с хозяином квартиры — это причина для прекращения соглашения о найме, которая делает обязательным освобождение служебного помещения жильцами.

Спецжилье отнесено к маневренному фонду (МФ), создаваемому по решению управляющего органа местных властей. Маневренный фонд жилья — это комнаты многоэтажных домов, индивидуальные квартиры и здания.

Площади МФ не должны быть в аренде или поднайме.

По постановлению местных властей соответствующим способом принимают помещения, регистрируют в кадастровых и инвентаризационных учреждениях, помимо этого, квартиры должны отвечать санитарным нормам для проживания.

Согласие предприятия

Процесс приватизации не может быть запущен без согласия собственника. Это происходит в несколько этапов:

  В Гражданском кодексе пропишут правила для соседей по даче

  1. Наниматель пишет заявление.
  2. Администрация предприятия рассматривает его в течение двух месяцев, после чего он получает официальный ответ о возможности отчуждения имущества в его пользу.

  3. При положительном ответе наниматель приступает к сбору документов, чтобы передать их в соответствующие органы.

В приватизации откажут нанимателям, проживающим в аварийных зданиях, а также тем лицам, которые ранее уже участвовали в подобной процедуре (за исключением тех, кто не достиг на тот момент совершеннолетнего возраста).

О документах нужно позаботиться заявителю

Кому предоставляются квартиры из МФ

Использовать возможность на предоставление жилья из маневренного фонда могут люди, оставшиеся без дома по таким причинам: помещение размещается в доме, в котором делают капитальную реконструкцию, единственной квартиры лишили по постановлению суда для взыскания задолженности, дом из-за ЧП не выполняет роль жилья. Городские власти конкретизируют и расширяют список условий, дозволяющих населению использовать квартиры из МФ. Жилые помещения МФ передаются из расчета не меньше шести кв. метров площади на человека.

Маневренный жилищный фонд: кому и как предоставляется

Необходимые мероприятия при этом не могут проводиться в присутствии собственников/арендаторов. В таких случаях они переезжают в помещения, входящие в маневренный фонд жилья. Это своего рода альтернатива квартирам, которые занимают граждане.

Рассмотрим далее, что он собой представляет.

Он представляет собой комплекс помещений, который находится в муниципальной либо федеральной собственности. Предоставление жилья маневренного фонда производится в соответствии с договором соцнайма/аренды. В качестве основания для получения помещений выступает невозможность нахождения в собственном доме (квартире, комнате) или занимаемом на иных законных условиях.

Маневренный фонд жилья – это комплекс помещений, которые соответствуют противопожарным и санитарным нормам, а также иным установленным законодательством требованиям. Создание его относится к компетенции собственника или учреждения, выступающего от его имени. Последним, в частности, может являться федеральный или муниципальный институт власти.

Предлагаем ознакомиться Как взять ипотеку – 5 полезных советов по получению кредита

Нюансы

Маневренный фонд жилья – это помещения, которые, как и любые другие, требуют определенного финансирования для обеспечения надлежащих условий в них.

В этой связи, если гражданам, переселившимся в них, квартплата по прежнему постоянному адресу не начисляется, то оплата коммунальных услуг происходи по временному месту нахождения.

Федеральное правительство и региональные/муниципальные власти устанавливают порядок, в соответствии с которым предоставляется временное помещение. Переселение из аварийного жилья в маневренный фонд в пределах конкретной территории может осуществляться по специальным правилам.

Он зависит от причины, по которой было предоставлено помещение, включенное в маневренный фонд жилья. Это может быть:

  1. Ожидание окончательной компенсации вреда гражданам, которые утратили свои помещения в связи с чрезвычайными и иными непредвиденными обстоятельствами.
  2. Капитальные ремонт сооружения, в котором находится квартира собственника.
  3. Ожидание окончательного расчета лиц с финансово-кредитными организациями, наложившими взыскание на помещения собственников.

Особые случаи

Сравнительно недавно достаточно часто можно было услышать об обманутых дольщиках. Эти люди вкладывали свои деньги в сооружение многоквартирных домов с расчетом получить спустя время новое помещение с улучшенными условиями. Однако многие компании срывали сроки строительства или вовсе исчезали со всеми сбережениями граждан.

Для урегулирования ситуации было принято несколько федеральных и региональных актов. И хотя сегодня случаи нарушений застройщиками своих обязательств встречаются не так часто, законодательством предусмотрено предоставление пострадавшим гражданам помещений для временного пребывания.

В частности, это необходимо тем, кто продал свою собственность, деньги передал застройщику, а сам вынужден занимать площадь у родственников или знакомых.

Социальный наем

Фактически он означает заключение арендного соглашения между собственником и пользователем. Последний вместе с помещением получает некоторые права. В частности, он может проживать в нем, использовать для удовлетворения своих бытовых нужд.

При этом распоряжение помещением не допускается. Это означает, что, как и в случае с арендой, субъект не может его продать, подарить, обменять и сдать в субаренду.

Нанимателем по договору выступает гражданин, а собственником органы муниципальной власти.

Правила получения

Порядок оформления соцнайма жилья осуществляется, как выше было сказано, в соответствии с правительственными постановлениями и нормативными актами регионов и муниципалитетов. Непосредственно принятие решения о выделении помещения принимает специальная комиссия.

В ее компетенцию входит распределение недвижимых объектов в целом (не только из маневренного фонда). Для получения помещения во временное пользование заинтересованный субъект должен обратиться в комиссию с заявлением.

Вместе с просьбой о предоставлении жилья он должен указать обстоятельства, по которым нахождение по постоянному адресу невозможно.

Документы

К заявлению следует приложить некоторые бумаги. Среди них:

  1. Документ, подтверждающий обстоятельства, по которым проживание по постоянному адресу невозможно. Это может быть справка о пожаре, выполнении капремонта, банковская выписка об изъятии помещения в связи с наложением на него взыскания, и пр.
  2. Св-ва о рождении и паспорта членов семьи, которые проживают с заявителем совместно.
  3. Справка о регистрации граждан по месту постоянного пребывания. Этот документ также предоставляется на всех членов семьи.
  4. Документ, удостоверяющий отсутствие в собственности заявителя и его близких другого помещения, пригодного для проживания.

Указанный перечень считается базовым. В регионах и муниципалитетах уполномоченные органы могут дополнительно затребовать:

  1. Св-ва о расторжении/заключении брака.
  2. Выписки из техпаспорта, домовой книги и пр.

Принятие решения

Если по итогам рассмотрения поданных бумаг комиссия отказывает заявителю, ему направляется соответствующее уведомление. В извещении уполномоченная структура разъясняет причины, по которым было принято такое решение. Если субъект посчитает, что отказ нарушает его права, он вправе обратиться в суд.

При положительном решении заявитель направляется в комиссию, где выясняет сведения о юридическом статусе жилья и его правовой принадлежности. Если выделенная площадь удовлетворяет пожеланиям заявителя и соответствует требованиям законодательства, заключается договор найма. При этом следует знать, что нормами установлен минимальный метраж на человека – 6 м.

В договоре указывается стоимость найма и его срок.

Оно возможно по соглашению сторон. Если выселение инициирует арендатор, то расторжение договора допускается в любой момент.

Не так просто прекратить наем собственнику Он может расторгнуть договор только по окончании установленного в нем срока или в случае допущения пользователем нарушений условий соглашения.

Законодательство при этом устанавливает ряд запретов на выселение. Не допускается лишать площади:

  1. Военнослужащих и их родственников.
  2. Пенсионеров и инвалидов с 1 или 2 группами.
  3. Членов семьи умершего сотрудника, получившего служебную квартиру.

Также выселены не могут быть и дети-сироты. Допускается добровольный отказ от жилья из маневренного фонда военнослужащим, если он предъявляет документы о том, что имеет другую площадь, пригодную для постоянного пребывания.

Основанием для предоставления такого жилья является невозможность проживания человека в жилом помещении, находящегося в его собственности или на правах социального найма.

Жилые помещения специализированного маневренного фонда — это временное жильё для лиц, чьё проживание в занимаемых ими постоянных помещениях невозможно по причине капитального ремонта.

Предоставляются они не только по соглашениям найма и аренды, но и в других, предусмотренных законодательством, случаях. Такие помещения обязательно должны удовлетворять требованиям санитарной и противопожарной безопасности, а также прочим техническим условиям.

Жители подобных жилищ производят оплату за коммунальные платежи, если таковые не начисляются по их основному месту жительства.

Датой прекращения договора аренды или найма является день окончания капитального ремонта жилища, в собственности которого и находится предоставляемое в социальный найм жильё.

Срок действия договора аренды или найма жилого помещения специализированного фонда также может быть весьма разнообразен, в зависимости от того, по какой причине оно было предоставлено временному собственнику:

  • До окончания капитального ремонта жилых помещений собственников;
  • До окончательного расчета граждан с банковскими и иными кредитными организациями, наложившими на жилые помещения собственников взыскания;
  • До окончательного возмещения ущерба гражданам, утратившим своё жилье по причине чрезвычайных и иных непредвиденных ситуаций;
  • Определённый российским законодательством.

Рассматривая категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений в социальный найм, стоит сначала разобраться с последним термином.

  Когда началась приватизация жилья в россии

Социальный найм — это заключение договора аренды между арендодателем и арендатором. Результатом этого соглашения является передача последнему права пользования жилым помещениям.

В качестве нанимателя по договору соц. найма жилья выступают физические лица, а арендодателя — органы местного самоуправления субъектов РФ.

Дома и квартиры маневренного фонда — это временное жильё, предоставляемое гражданам, чьи жилые помещения в данный момент являются непригодными для жилья по причинам, не зависящим от собственника. Наиболее часто жильё из специализированного жилищного фонда оформляется в социальный найм гражданам, чьё единственное жилье находится на капитальном ремонте или реконструкции.

  1. Изъятие жилого помещения, приобретенного за счёт кредитных средств банка или иной организации, заложенного в счёт погашения кредита или целевого займа при условии, что данное помещение является единственным;
  2. Утрата единственного жилья по причине чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
  3. Прочие ситуацию, согласно законодательству РФ.

Процедура оформления жилья маневренного фонда регламентируется нормативными актами субъектов РФ. Как правило, данная обязанность находится в компетенции городской администрации или муниципальной комиссии, занимающейся распределением жилых помещений и земельных участков в принципе (не только маневренного фонда).

Принят новый порядок обеспечения жильем детей-сирот

После принятия
закона Правительство подготовит и утвердит для всех регионов единый
порядок учета детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Нередки ситуации, когда
дети-сироты не состоят на учете и только в судебном порядке могут решить вопрос
получения жилья. Потому принятым документом устанавливается возможность
законным представителям детей-сирот самостоятельно подавать заявления о включении детей в список.

Как пояснила Первый
заместитель Председателя Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Ольга
Окунева, законные представители детей-сирот смогут обращаться в соответствующие
органы власти для постановки на учет ребенка, нуждающегося в жилье.

«Если в течение трех
месяцев после исполнения ребенку четырнадцати лет законный представитель не ставит его на учет, органы опеки будут принимать меры к тому, чтобы ребенок был
поставлен на учет», — пояснила парламентарий.

Депутат также обратила
внимание на еще одну важную норму, согласно которой общее количество жилых
помещений в виде квартир, предоставляемых детям-сиротам и детям, оставшимся без
попечения родителей, в одном многоквартирном доме, устанавливается
законодательством субъекта РФ и при этом не может превышать 25% от общего количества
квартир в этом многоквартирном доме.

«В практике есть случаи,
когда органы власти субъектов РФ заселяют полностью дом детьми-сиротами. Это
дети, которые были в трудной жизненной ситуации, они не полностью
социализированы, и рядом с ними нет тех людей, которые могли бы им подсказать в той или иной жизненной ситуации», — отметила Ольга Окунева.

Кроме того, вносятся
изменения в законодательство, которые сократят сроки
приобретения жилья у физлиц путем проведения запроса предложений (в том числе в электронной форме).

 Парламентарий сказала, что сроки приобретения жилья сократятся
примерно в три раза.

«В то время, пока идут различные процедуры, физическое
лицо может принять решение, и квартира будет на каких‑то других условиях
продана.

В муниципальных образованиях не такой большой рынок жилья, и сокращение сроков при покупке жилья на вторичном рынке позволит более быстро
продвигаться очереди», — отметила она.

«Также в законе есть
норма – в случае непредвиденной ситуации с ребенком-сиротой, когда
ребенок-сирота в случае болезни, иных сложных обстоятельств уходит из жизни, а в его квартире проживает его семья, его семья будет иметь право на проживание в этой квартире, и никто не сможет их выселить», — рассказала Ольга Окунева.

Нормы закона вступят в силу с 1 января 2019 года.

Об обеспечении жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

17 декабря 2019 13:50

  • Совещание
  • Вступительное слово Дмитрия Медведева
  • Брифинг Татьяны Голиковой по завершении совещания
  • Вступительное слово Дмитрия Медведева: 

Совещание об обеспечении жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Мы договаривались обсудить вопрос
обеспечения жильём детей-сирот. Эту тему мы обсуждали и в Правительстве, и с Алексеем Леонидовичем
Кудриным я тоже это обсуждал.

Проблема носит застарелый характер. Такие дети по разным
причинам остались без родителей, и очень часто, кроме как на государство, им рассчитывать не на
кого. Поэтому решения здесь нужно принимать. Вопрос в том, какие и за счёт
чего.

Нам предстоит в ближайшие годы обеспечить
жильём около 280 тысяч детей-сирот и детей, которые остались без попечения
родителей. Их число, конечно, не является жёстко фиксированным, оно меняется. В
такую очередь на жильё попадает ребёнок, которому исполнилось 14 лет.
И по понятным причинам решается эта проблема в разных местах по-разному.

Ситуация далека, мягко говоря, от идеальной. В
последние годы несколько усовершенствована была работа по этому направлению.

Теперь региональные власти должны следить за сохранностью квартир и домов,
которые закреплены за детьми-сиротами, в случае если речь идёт о жилых
помещениях, где ребёнок, например, жил до того, как попал в детский дом.

C ними ничего не должно случиться до момента, когда он сможет распоряжаться
таким имуществом, то есть до совершеннолетия. Но, к сожалению, ситуации бывают
разные.

Мы также вносили изменения в законодательство, чтобы
упростить процедуру закупки квартир для детей, которые остались без попечения
родителей. С этого года жилое помещение можно купить у физического лица, в том
числе у собственника квартиры или дома, что актуально для территорий, где темпы
стройки не очень высокие.

И есть специальная информационная система, в которой
можно прогнозировать потребность в таких новых
квартирах и планировать расходы.

Предоставление жилья сиротам –
это прежде всего обязательство регионов. Но с этим
обязательством многие регионы не справляются. Поэтому с 2007 года федеральный
центр софинансирует эти расходы из федерального бюджета.

На 2019 год это
приблизительно 7,4 млрд рублей. На последующие годы эта цифра увеличивается до
7,7 млрд рублей. Но очевидно, что этого не хватит. В 2018 году было обеспечено жильём
около 25 тысяч детей-сирот.

По итогам этого года цифра вырастет приблизительно
на полторы тысячи – до 26,5.

Есть несколько
моментов, на которые надо обратить внимание.

Во-первых, это
неэффективное использование регионами субсидий из федерального бюджета. Если
брать этот год, хотя он ещё не закончился, то использовано приблизительно две
трети федеральной субсидии.

Одни и те же регионы три года подряд не полностью
используют предоставленные деньги.

Надо разобраться, почему так происходит, и,
может быть, скорректировать эти обязательства при распределении субсидий, чтобы
деньги не простаивали, а пошли на эти цели.

Кроме того, регионы
могли бы и свои остатки как-то иначе использовать. Давайте проработаем этот
вариант, обсудим, насколько это возможно и целесообразно.

Во-вторых, качество
жилья, которое выделяется, должно быть надлежащим.

В-третьих, длительные
очереди. По правилам ребёнок должен получить жильё сразу, как ему исполнится 18 лет. Тем не
менее очередь есть. В разных регионах она разная, в некоторых регионах – до 10
лет. Людям приходится идти в суд. Конечно, это неправильно. Не скрою, ко мне
тоже неоднократно обращались те, кто имеет право на эту льготу.

Наконец, есть и такая
проблема. Это обязательство перед детьми-сиротами в таком классическом варианте
возникло ещё в советские времена.

Надо посмотреть, каким образом его
модифицировать, чтобы оно было более современным и не просто превращало такого
рода решения в обязанность государства приобрести это жильё. Ситуации бывают
разные.

Напомню, что для того, чтобы ребёнка, который был сиротой или остался
без попечения родителей, обеспечить жильём, могут использоваться различные правовые
механизмы, не только договор социального найма, который очень часто трансформируется
потом в приватизацию и последующую продажу этого жилья. В таких случаях, к
сожалению, очень часто возникает необходимость искать какое-то другое жильё.
Это уж точно является неправильным с точки зрения государственных интересов и
интересов конкретного гражданина.

Давайте послушаем
предложения на эту тему.

Из
стенограммы:

Вопрос:
Сколько,
по данным на 1 декабря, детей-сирот старше 18 лет в очереди на жильё?

Т.Голикова:
280 тысяч – всего в очереди, из них 191 тысяча – это те, кто уже имеет право,
то есть им 18 лет и более.

Вопрос:
Какова динамика этого показателя за последний год? И ещё один вопрос. Премьер
говорил о модификации механизма предоставления жилья детям-сиротам. Какие ещё
возможные механизмы здесь могут использоваться?

Т.Голикова:
С учётом средств, которые мы выделяем, ежегодно на проблему обеспечения жильём
детей-сирот направляется порядка 35 млрд рублей. Два источника: Российская Федерация
и субъекты Российской Федерации. Ежегодно обеспечивается порядка 25 тысяч, в
этом году мы ожидаем 26,5 тысячи нуждающихся. В то же время и очередь
прирастает – 11,5–12,5 тысячи человек ежегодно.

С учётом этой
накопленной задолженности сейчас Премьер-министром принято решение, что мы
совместно с регионами должны принять шестилетнюю программу ликвидации полной
задолженности – вне зависимости от того, сколько на это потребуется финансовых
ресурсов. Источников также будет два.

Это дополнительные средства федерального
бюджета – ещё до совещания мы согласовали, что к 7,7 млрд рублей, которые
сейчас есть в бюджете на 2020 год, в рамках поправок будущего года будет
добавлено 2,3 млрд рублей, плюс в рамках подготовки этой шестилетней программы
наверняка сумма ещё будет дополнительно увеличена.

С другой стороны, мы
совместно с Минфином отработаем вариант привлечения свободных остатков
средств бюджетов субъектов Российской Федерации. На сегодняшний день именно
свободных остатков скопилось в объёме 2,6–2,7 трлн рублей.

Понятно, что почти
50% приходится на Москву, которая успешно решает эту проблему, но и в ряде
других субъектов, в которых имеется существенная задолженность, есть свободные
остатки, часть из которых могла бы быть направлена на решение этой проблемы.

Следующий момент в рамках этой шестилетней программы – это,
конечно, повышение ответственности регионов за исполнение их собственных
полномочий. Потому что полномочия по обеспечению жильём детей-сирот – это их
сфера компетенции.

Дмитрий Анатольевич дал поручение Счётной палате и иным
органам, которые занимаются контролем за исполнением законодательства, ещё раз
внимательнейшим образом посмотреть на то, как регионы страны планируют и
исполняют обязательства в отношении детей-сирот.

Что касается возможной модификации законодательства в этом
направлении, на совещании шла речь, и, собственно, это зафиксировано в
решениях, чтобы федеральные органы власти проработали вопросы, которые касаются
не только обеспечения жильём в рамках социального найма, но и возможности
предоставления государственных жилищных сертификатов, ипотеки и иных
компенсационных форм. Кроме того, принято решение, что шестилетняя программа и
последующая реализация обязательств перед детьми-сиротами будут зафиксированы в
программе «Жилище» с установкой соответствующих показателей для субъектов
Российской Федерации.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *