Как признать квартиру непригодной для проживания в многоквартирном доме

   Рано или поздно любое жилое помещение может прийти в негодность, в связи с чем в нем невозможно будет проживать. Как и по каким основаниям признать жилье непригодным будем разбираться в настоящем материале.

ВНИМАНИЕ: наш жилищный адвокат Екатеринбурга поможет по любой проблеме, задайте свой вопрос уже сегодня!

Основания для признания жилого помещения непригодным

   В основе начала процедуры лежит выявление вредных факторов, которые представляют угрозу для жизни и здоровья граждан, не позволяя обеспечить их безопасность, в связи с тем, что:

  • по причине физического износа ухудшились эксплуатационные характеристики помещения
  • изменилась окружающая среда и параметры микроклимата помещения, что не позволяет соблюдать санитарно-эпидемиологические требования и гигиенические нормативы

   Многоквартирный дом может быть признан аварийным из-за аварийного технического состояния. Вследствие признания многоквартирного дома аварийным, жилые помещения в таком доме являются непригодными для проживания (подробнее на сайте по ссылке).

Порядок признания жилого помещения непригодным для проживания

   О том, как признавать жилье опасным для проживания, имеется Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 № 47. Порядок заключается в следующем:

  1. для начала собственник или иное лицо может обратиться с жалобой на непригодность жилья в жилищную инспекцию. Можно сразу обратиться с заявлением в администрацию, в целях проведения обследования жилья межведомственной комиссией
  2. далее межведомственная комиссия, создания для обследования помещений на предмет их пригодности для проживания, проводит оценку жилья на соответствие требованиям, которые предъявляются к жилому помещению и принимает решение о его пригодности или неблагонадежности для проживания
  3. комиссией оформляется заключение и оформляется акт обследования помещения
  4. по итогам работы комиссии органом гос. власти или органом местного самоуправления принимается решение по вопросу пригодности или опасности для проживания жилья
  5. один экземпляр решения передается заявителю

Документы для признания жилья под снос

Как признать квартиру непригодной для проживания в многоквартирном домеДля признания жилья аварийным для проживания в комиссию предоставляются следующие документы:

  • заявление на признание жилья непригодным для проживания
  • копии правоустанавливающих документов на жилье, если право не зарегистрировано в ЕГРН
  •    В случае признания многоквартирного дома аварийным, что влечет признание непригодным жилья в таком доме, также необходимо предоставить дополнительный документ, такой как заключение специализированной организации, которая проводила обследование многоквартирного дома.
  •    Если необходимо признать жилье не соответствующим установленным требованиям, тогда также предоставляется заключение специализированной организации, которая проводила обследование ограждающих и несущих конструкций жилья.
  •    Кроме того, на усмотрение заявителя, могут быть предоставлены заявления, письма, жалобы граждан о том, что условия проживания в конкретном доме являются неудовлетворительными.

Как составить заявление о признании квартиры  непригодной для жилья?

   Форма заявления может быть принята или разработан образец в гос. органах власти или в органах местного самоуправления. Если такой формы не имеется, тогда при подготовке соответствующего заявления укажите в нем следующее:

  • кому адресуется заявление, как правило, пишут на межведомственную комиссию
  • от кого подается заявление, требуется указание ФИО, места проживания, номера телефона, также могут попросить указать паспортные данные
  • название документа – заявление
  • в тексте заявления излагаются обстоятельства обращения с таким заявлением и просьба рассмотреть вопрос о признании жилье непригодным для проживания или провести оценку жилья на предмет пригодности проживания в нем
  • в приложении перечисляются прикладываемые документы
  • заявление должно содержать подпись заявителя

ПОЛЕЗНО: читайте также про постановку на очередь на улучшение жилищных условий по ссылке

Последствия признания жилых помещений ветхими или аварийными

Последствиями признания жилых помещений непригодными для проживания являются следующие:

  1. расторжение договором найма и аренды, если такие заключены
  2. собственники непригодного жилья вправе получить другое жилье вместо изымаемого или получить возмещение за то жилье, которое изымается. При этом в отдельных муниципалитетах складывается различная практика в вопросе предоставления иного жилья взамен изымаемого, а именно, в рамках программы переселения строятся новые многоквартирные дома, и кому-то новое жилье просто предоставляется взаимен сносимого, а кому-то предоставляется новое жилье, но с обязанностью переселяемыми гражданами произвести доплату за новое жилье, стоимость которого больше того, которое признано непригодным
  3. если жилье в аварийном многоквартирном доме приобретено после того, как дом признан аварийным, то приобретшие жилье лица имеют право на возмещение в денежном эквиваленте компенсации

   Органами гос. власти субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные меры поддержки в случае признания жилья под снос.

Адвокат по жилью в Екатеринбурге

   Простому гражданину бывает сложно добиться того, чтобы его жилье было определено под снос. Адвокаты по жилью нашего Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры» всегда готовы помочь в решении вопроса с признанием жилья непригодным, если оно является таковым. При обращении за помощью к нашим адвокатам по указанному вопросу Вы можете рассчитывать:

  • на консультацию в вопросе изъятия дома по причине ветхости и (или) аварийности
  • изучение и оценку адвокатом документов, касающихся жилья
  • подготовку заявления о признании жилья ветхого или дома аварийным
  • представление интересов доверителя в органах власти, местного самоуправления, при необходимости в суде
  • обжалование действий, решений органов власти, местного самоуправления
  • сбор необходимых документов для сноса дома и предоставлении достойной денежной компенсации взамен
  • оказание иной юридической помощи

Отзыв о работе нашего адвоката по жилью

Как признать квартиру непригодной для проживания в многоквартирном доме

Автор статьи:

© адвокат, управляющий партнер АБ «Кацайлиди и партнеры»

А.В. Кацайлиди

  1. Отзыв по гражданским делам
  2. Отзыв по банкротству физических лиц
  3. Отзыв по сопровождению бизнеса

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

  • остановка транспорта Гагарина
  • Трамвай: А, 8, 13, 15, 23
  • Автобус: 61, 25, 18, 14, 15
  • Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

Признание квартиры непригодной для проживания

Согласно ст. 15 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Для того, чтобы перевести свое жилье в разряд непригодных, необходимо обратиться с заявлением (приложив пакет документов на недвижимость) в администрацию района о создании специальной комиссии, которая займется оценкой условий конкретного жилья, претендующего на такой статус. Решение может быть обжаловано в судебном порядке. После признания жилья непригодным, собственник имеет право на получение компенсации или другого жилища.

Основные признаки жилья, непригодного для проживания

В нашей стране «квартирный вопрос» стоит достаточно остро, многие люди проживают в аварийных жилых помещениях долгие годы, при этом они имеют право на достойное жилье, которое могут получить, только доказав непригодность своей квартиры для проживания.

Признаки непригодного жилья:

  • Значения санитарных и эпидемиологических показателей имеют существенные завышения (вибрации, шум, скопление химических и биологических веществ в воздухе).
  • Само строение находится на территории, подверженной сходам снежных лавин, селевым потокам, паводкам, землетрясениям и т.д. Только в том случае, если нельзя препятствовать природным явлениям. Такие дома со временем разрушаются и становятся опасными для проживания людей.
  • Слишком близко находятся линии электропередач, при этом они должны создавать на высоте не менее 1,5 м от земли напряженность электрического поля 50 Гц более 1 кВ/м.
  • Здание имеет повреждения вследствие различных аварий, пожаров, техногенных катастроф.
  • Под окнами квартиры находится автомобильная магистраль, из-за которой завышен уровень шума. Если при этом не представляется возможным снизить его показатель при помощи специальных ограждений.

Вышеописанные факторы отрицательно влияют на психическое и физическое здоровье, проживающих в таком жилье людей, они вызывают различные заболевания от мигрени до раковых болезней. В тоже время нельзя считать жилье непригодным, если отсутствует мусоропровод, централизованное водоснабжение.

  • Пример
  • В течение 30 дней из администрации пришел ответ, в котором ей отказали в ходатайстве по созыве межведомственной комиссии, так как отсутствие лифта в многоэтажном доме не является основанием для признания его непригодным для проживания.
  • Анисимова на время болезни переехала к своей дочери, которая проживает по соседству на первом этаже многоквартирного дома.

Анисимова Валентина Петровна длительное время проживала в квартире на двадцатом этаже многоквартирного дома, в один из морозных дней, поскользнувшись, она упала и сломала левую ногу. С этого момента могла передвигаться только на костылях, но в доме, где она живет, отсутствовал лифт, и она лишилась возможности выходить на улицу. Валентина Петровна решила написать заявление в администрацию своего района, в котором просила признать ее жилье непригодным для проживания, так как отсутствует лифт и поэтому она не может спускаться на улицу самостоятельно.

Порядок признания квартиры непригодной для проживания

Жилье может быть признано непригодным только специально созданной комиссией, однако, в случае несогласия с ее решением собственник имеет право обраться в суд (обжаловать).

Административный порядок

Для того, чтобы жилье признали непригодным, необходимо обратиться в администрацию муниципального образования с заявлением, в котором нужно ходатайствовать о создании межведомственной комиссии с целью установления непригодности жилья для дальнейшего проживания.

В течение 30 суток с момента подачи такого ходатайства, администрацией должен быть инициирован сбор комиссии, о чем самого заявителя уведомляют в письменном виде. Если по истечении ответ не получен, то он имеет право пожаловаться на бездействие в прокуратуру района или суд.

По такому заявлению комиссия проводит исследование жилья с целью установления его непригодности для проживания. По результатам выносится одно из следующих решений:

  • о необходимости проведения капитального ремонта или иных изменений в конструкции квартиры с целью снижения уровня отрицательных факторов;
  • о признании непригодным для последующего проживания в таком жилище людей;
  • о том, что дом является аварийным, который необходимо отремонтировать или снести;
  • о необходимости дальнейшего исследования квартиры.
Читайте также:  Передача квартиры от застройщика дольщику: срок сдачи объекта долевого строительства, передаточный акт и устранение недостатков

Признание квартиры непригодной для проживания: как признать

Если семья занимает аварийную квартире по договору соцнайма, она вправе получить новое жилье только при условии признания старого непригодным (ст. 87 ЖК РФ). Любую квартиру получится признать непригодной только по основаниям и в порядке, предусмотренном Правительством РФ (п. 4 ст. 15 ЖК РФ). 

Причины, по которым жилье допускается считать непригодным, определены п. п. 33-40 Положения, утв. Постановлением Правительства № 47 от 28.01.2006. Это, в частности, выявление в жилом помещении факторов, угрожающих жизни и здоровью граждан вследствие: 

  1. Ухудшения эксплуатационных характеристик помещения, в результате чего уровень надежности/прочности/устойчивости строительных конструкций опустился до недопустимо низкого. Например, аварийное техническое состояние несущих конструкций вследствие физического износа, наличие опасности обрушения стен, их значительный крен и т.д.
  2. Обстоятельств, нарушающих гигиенические и санэпидем нормативы, вследствие чего возникает угроза воздействия на жильцов опасных химических и физических факторов, таких как шум, вибрация, радиационный фон, потенциально опасные физические факторы. Например, непригодными признают жилые помещения: 
  • расположенные в производственных зонах, зонах транспортной инфраструктуры, где критерии риска  для здоровья и жизни выше допустимых значений (п. 35 Положения); 
  • расположенные в зонах опасности оползней, снежных лавин, селевых потоков, ежегодных паводков (п. 36 Положения); 
  •  расположенные в зоне возможного разрушения в силу техногенных катастроф (абз. 2 п. 36 Положения);
  • расположенные вблизи промышленных линий электропередач промышленной частоты (п. 37 Положения);
  • пострадавшие от взрывов, аварий, пожаров и землетрясений, если их ремонт невозможен или экономически не обоснован (п. 38 Положения);
  • окна которых выходят на объекты дорожной инфраструктуры, если уровень шума превышает предельно допустимые значения (п. 39 Положения). 

Не признаются непригодными (п. 41 Положения): 

  • квартиры в 1-2х этажном доме при отсутствии в них канализации и горячего водоснабжения;
  • квартиры в МКД выше 5 этажей, в которых отсутствует лифт и мусоропровод, если такой МКД находится в ограниченно работоспособном состоянии;
  • квартиры с комнатами меньше минимальной площади, если фактической площади достаточно для установки мебели и размещения коммуникаций.

Порядок признания квартиры непригодной для проживания

Если жилое помещение имеет один из описанных выше признаков непригодности, собственнику квартиры или нанимателю по договору социального найма необходимо: 

  • Подготовить заявление и документы. 

Чтобы поднять вопрос о непригодности жилых помещений, заявителю потребуются (п. 45, 45 (2) Положения): 

  • заявление (форма утверждается местной администрацией);
  • паспорт заявителя;
  • доверенность, если документы будет подавать представитель собственника или нанимателя;
  • договор купли-продажи, дарения, социального найма, свидетельство о наследовании или иные правоустанавливающие документы;
  • заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования МКД, если стоит вопрос о признании дома аварийным;
  • письма и жалобы жильцов на плохие условия проживания, если они направлялись в администрацию или жилинспекцию; 
  • выписка из ЕГРН;
  • технический паспорт на квартиру;
  • заключение жилищной инспекции, если по заявлению жильцов проводилось обследования квартиры или дома.

В зависимости от ситуации заявителям могут потребоваться и другие документы.

  • Подать заявление и документы в администрацию.

Заявление и комплект документов подаются в районную администрацию по месту расположения жилого помещения: 

  • непосредственно;
  • через МФЦ или сайт Госуслуг (в этом случае документы должны быть подписаны электронными подписями);
  • по почте.

В случае принятия документов заявителю выдается расписка. Затем полученное заявление и документы передаются в межведомственную комиссию, созданную при местной администрации из числа представителей жилищной инспекции и иных контролирующих и надзорных органов в жилищной сфере. 

  • Ждать рассмотрения заявления.

Получив заявление, межведомственная комиссия рассматривает его в течение 30 дней (п. 46 Положения). За это время на основании поданных документов комиссия проводит оценку соответствия жилых помещений требованиям, которым должно отвечать жилье в соответствии п. п. 9-32 Положения. Кроме того, проверяется: 

  • фактическое состояние помещения;
  • техническое состояние несущих конструкций;
  • степень соблюдения санэпидем и гигиенических требований;
  • влияние физических факторов, таких как шум и вибрация;
  • местоположение помещения и иные имеющие значение обстоятельства.

Жилье непригодно для проживания. Порядок дальнейших действий

Для начала укажем, что общие вопросы обеспечения жильем граждан (в том числе и инвалидов) достаточно подробно проанализированы в Определении Конституционного Суда РФ от 12.04.2011 № 551-О-О (опубликовано в «Вестнике Конституционного Суда РФ», № 6, 2011).

Всем, кого интересует проблема улучшения жилищных условий, настоятельно рекомендуем обратиться к этому определению.

Настоящая статья разбита на пункты для удобства восприятия, кроме того, по тексту статьи имеются ссылки на ее пункты.

1. Жилое помещение должно соответствовать требованиям раздела II Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47).

Указанное положение предусматривает (п. 33), что основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:

— ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;

— изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Также в этом положении предусмотрено (п.

34), что жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Следовательно, жилые помещения со значительным процентом физического износа, с деформированными и/или поврежденными фундаментом и/или стенами являются непригодными для проживания (а многоквартирный дом – аварийным).

2. Приведем некоторые показатели, свидетельствующие о непригодности (аварийности) жилого помещения (многоквартирного дома).

Так, согласно п. 2.3.  Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, которое утверждено Приказом Минкоммунхоза РСФСР от 05.11.1985 № 529 (далее – Положение 1985 г.

) к непригодным для проживания относятся бараки, которыми следует считать одно-, двухэтажное жилое строение, предназначенное для временного проживания, с общей кухней и санитарным узлом, как правило, деревянное, рассчитанное на короткий срок службы — 10 — 20 лет.

Помимо этого, согласно п. 2.2. Положения 1985 г к непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65%, а также каменные дома с физическим износом свыше 70%.

Также следует учитывать, что согласно Постановлению Совмина СССР от 22.10.1990 № 1072 «О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР», что для жилых зданий с деревянными, брусчатыми стенами установлен процент износа – 2% в год.

  • Следовательно, износ (по нормативам) деревянного дома за пятьдесят лет составит 100%. 
  • Значит, если гражданину принадлежит деревянный жилой дом, построенный около 40-50 лет назад, то весьма высока вероятность того, что такой дом непригоден для проживания вследствие износа несущих конструкций и потери ими несущей способности.
  • 3. Необходимо учитывать, что в результате оценки (исследования) жилого помещения может быть принято одно из следующих решений:
  • — о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
  • — о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
  • — о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
  • — о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
  • — о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
  • — об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
  • Исходя из этого, гражданину (особенно это касается собственника жилья) необходимо добиться того, чтобы принадлежащее ему жилое помещение было признано непригодным для проживания и при этом не подлежащим ремонту (реконструкции) — пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Читайте также:  Документы для приватизации квартиры в 2021 году: перечень, куда их подавать, образец заявления

Непригодное для проживания жилое помещение является не подлежащим ремонту реконструкции, если капитальный ремонт жилого помещения экономически и технологически нецелесообразен, т. е. если ремонт такого помещения подразумевает смену стен и фундамента.

Иными словами, если жилому помещению необходим такой ремонт, который означает по существу, постройку нового жилья, то такое помещение признается не подлежащим ремонту (реконструкции).

Вопрос о том, подлежит ли жилое помещение ремонту (целесообразен ли такой ремонт) обычно решается в судебном порядке при оспаривании решения межведомственной комиссии (об этом ниже) в ходе проведения строительной экспертизы.

Если же жилое помещение признано не отвечающим установленным требованием, но при этом признано, что ремонт такого помещения возможен, то в такой ситуации собственник жилого помещения не получает никаких возможностей, у него не возникает права на первоочередное улучшение жилищных условий. Ведь согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации именно собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества (в том числе и ремонт).

Если жилое помещение признано не отвечающим установленным требованием, но при этом признано, что ремонт такого помещения возможен, то в такой ситуации наниматель жилого помещения по договору социального найма вправе рассчитывать лишь на временное переселение в связи с проведением капитального ремонта или реконструкции дома — ст. 88 Жилищного кодекса Российской Федерации (если наймодатель (муниципальное образование) такой ремонт (такую реконструкцию) все же будут проводить).

4. Далее укажем примерный план действий для признания жилого помещения непригодным для проживания (и не подлежащим ремонту).

Согласно п.

7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее – Положение) признание помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях.

Согласно п.

7 и п. 8 Положения жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, и жилые помещения, находящиеся в частной собственности граждан признаются пригодными (непригодными) для проживания межведомственной комиссией, создаваемой администрацией муниципального образования, на территории которого расположено жилое помещение.

При этом согласно п. 8 Положения орган местного самоуправления при наличии обращения собственника помещения принимает решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан на основании соответствующего заключения комиссии.

  1. Таким образом, вначале необходимо обратиться в администрацию муниципального образования с заявлением о создании межведомственной комиссии и о проведении этой комиссией оценки (обследования) жилого помещения для решения вопроса о его пригодности (непригодности) для проживания.
  2. К данному заявлению необходимо приложить копии следующих документов:
  3.  — правоустанавливающий документ на жилое помещение (свидетельство о праве собственности, свидетельство о праве на наследство, договор приватизации, зарегистрированный БТИ, договор социального найма или ордер),
  4. — заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения,
  5. — заявления, фотографии дома, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания — по усмотрению заявителя.
  6. Если заявитель не приложит заключение проектно-изыскательской организации и/или правоустанавливающий документ на жилье (при условии, что права на жилье не зарегистрированы в реестре прав на недвижимость), то заявление возвращается гражданину без рассмотрения. 

Для получения заключения проектно-изыскательской организации необходимо обратиться к любой организации, имеющей допуск на выполнение проектных работ и работ по техническому обследованию зданий и сооружений (выданный в установленном порядке – см. ст. 47 и ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации) с просьбой провести обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого дома.

  • Результатом такого обследования и будет заключение проектно-изыскательской организации, которое следует приложить к своему заявлению.
  • В течение 30 дней с момента подачи заявления (с приложением) межведомственная комиссия для оценки жилого помещения должна быть создана местной администрацией.
  • В случае бездействия местной администрации и/или межведомственной комиссии подается жалоба в прокуратуру либо в суд (в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации).
  • Администрация муниципального образования по итогам рассмотрения заявления гражданина обязана создать межведомственную комиссию.

Согласно п.

42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. 

При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения (п. 43 Положения).

  1. В результате своей работы комиссия выносит одно из следующих решений:
  2. — о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
  3. — о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
  4. — о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
  5. — о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
  6. — о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
  7. — об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Принятие решений о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Администрацией, должностными лицами Администрации, государственными гражданскими служащими Администрации, работниками МФЦ в ходе предоставления государственной услуги.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Заявитель может обратиться с жалобой в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации запроса о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов или информации либо осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги, у заявителя;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • отказ Администрации, должностного лица Администрации, государственного гражданского служащего Администрации, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений;
  • нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления государственной услуги;
  • приостановления предоставления государственной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • требование у заявителя документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона №210‑ФЗ.

В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя (при наличии печати) и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
  • копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.
  • Жалоба может быть подана заявителем в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме (с использованием информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет» посредством официального сайта Администрации, либо Портала), в Администрацию, МФЦ, либо в Комитет по информатизации и связи, являющийся учредителем МФЦ (КИС).
  • Жалобы на решения и действия (бездействие) председателя Администрации подаются в Администрацию.
  • Жалобы на решения и действия (бездействие) работника МФЦ подаются руководителю МФЦ.

Жалобы на решения и действия (бездействие) руководителя МФЦ подаются в МФЦ. МФЦ направляет указанные жалобы в течение трех рабочих дней со дня их регистрации на рассмотрение в КИС.

Жалоба на решения и действия (бездействие) Администрации, должностного лица Администрации, государственного гражданского служащего, председателя Администрации может быть направлена:

  • по почте;
  • через МФЦ;
  • с использованием информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет» посредством: официального сайта Администрации www.gov.spb.ru, либо Портала;
  • при личном приеме заявителя в Администрации, (в месте предоставления государственной услуги, т.е. в месте, где заявитель подавал запрос на получение государственной услуги, нарушение порядка предоставления которой обжалуется, либо в месте, где заявителем получен результат указанной государственной услуги).
Читайте также:  Дарственная на долю в квартире между близкими родственниками 2021: как оформить без нотариуса

Жалоба на решения и действия (бездействие) МФЦ, работника МФЦ может быть направлена:

  • по почте;
  • с использованием информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет» посредством Портала;
  • при личном приеме заявителя в МФЦ.

В электронной форме могут быть представлены документы, указанные в пункте 5.1 административного регламента, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.

  1. Заполнение заявления о рассмотрении жалобы через Портал производится заявителем лично при условии авторизации заявителя на Портале посредством ЕСИА.
  2. При подаче жалобы через МФЦ, МФЦ обеспечивает ее передачу в Администрацию в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между МФЦ и Администрацией, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.
  3. Рассмотрение жалоб
  4. Срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в Администрации, МФЦ.
  5. Жалоба на решения и действия (бездействие) Администрации, его должностных лиц и государственных гражданских служащих рассматривается Администрацией.
  6. Жалоба на решения и действия (бездействие) работника МФЦ рассматривается МФЦ.
  7. Жалоба на решения и действия (бездействие) руководителя МФЦ рассматривается КИС.

В случае если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

В случае если в отношении поступившей жалобы федеральным законом установлен иной порядок (процедура) подачи и рассмотрения жалоб, положения настоящего раздела не применяются, и заявитель уведомляется о том, что его жалоба будет рассмотрена в порядке и сроки, предусмотренные федеральным законом.

Жалоба должна содержать:

  • наименование Администрации, должностного лица Администрации, либо государственного гражданского служащего Администрации, МФЦ, его руководителя и (или) работника решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Администрации, должностного лица Администрации, либо государственного гражданского служащего Администрации. МФЦ. работника МФЦ, в том числе в случае подачи жалобы в МФЦ или через Портал — вид нарушения, указанный в пункте 5.1 административного регламента;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Администрации, должностного лица Администрации, либо государственного гражданского служащего Администрации, МФЦ, работника МФЦ. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.

Жалоба, поступившая в Администрацию, МФЦ, КИС либо вышестоящий орган подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления.

Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом, работником, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены Администрацией, МФЦ, КИС.

В случае обжалования отказа Администрации, МФЦ, работника МФЦ в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и (или) ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

По результатам рассмотрения жалобы Администрация. МФЦ, КИС принимает одно из следующих решений:

  • жалоба удовлетворяется, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных Администрацией опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • в удовлетворении жалобы отказывается.

Указанное решение принимается в форме акта Администрации, МФЦ. КИС.

  • По результатам проверки при отсутствии в жалобе доводов, подтверждающих наличие указанного заявителем вида нарушения порядка предоставления услуги, должностное лицо, ответственное за рассмотрение жалобы, принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы по существу в связи с несоответствием сведений, изложенных в жалобе, указанному виду нарушения.
  • При удовлетворении жалобы Администрация, МФЦ, КИС принимают исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
  • Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.
  • В случае признания жалобы подлежащей удовлетворению в ответе заявителю, дается информация о действиях, осуществляемых Администрацией, в целях незамедлительного устранения выявленных нарушений при оказании государственной услуги, а также приносятся извинения за доставленные неудобства и указывается информация о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения государственной услуги.
  • В случае признания жалобы не подлежащей удовлетворению в ответе заявителю, даются аргументированные разъяснения о причинах принятого решения, а также информация о порядке обжалования принятого решения.
  • В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:
  • наименование Администрации, МФЦ, КИС, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, работнике, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
  • основания для принятия решения по жалобе;
  • принятое по жалобе решение;
  • в случае если жалоба признана обоснованной, — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
  • сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом Администрации, КИС или работником МФЦ, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб.

По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью КИС, работником МФЦ, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо Администрации, КИС. работник МФЦ, наделенные полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляют имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Администрация, КИС, МФЦ отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:

  • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями административного регламента в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

Администрация, КИС, МФЦ вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать какую‑либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

В случае оставления жалобы без ответа Администрация, КИС, МФЦ в течение 3 (трех) рабочих дней со дня регистрации жалобы сообщает об этом гражданину, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

Порядок обжалования решения по жалобе

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано вице‑губернатору Санкт‑Петербурга. непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Администрации (191060, Санкт‑Петербург, Смольный, телефон 576‑60‑51), в Правительство Санкт‑Петербурга, а также в суд, в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством.

Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы на решения и действия (бездействие) Администрации, его должностных лиц, государственных гражданских служащих, МФЦ, работников МФЦ осуществляется посредством размещения информации на Портале.

Консультирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) осуществляется также по телефонам, адресам электронной почты, а также при личном приеме.

Положения настоящего раздела, устанавливающие порядок подачи и рассмотрения жалоб заявителей на нарушения их прав при предоставлении государственных услуг, не распространяются на отношения, регулируемые Федеральным законом от 02.05.2006 №59‑ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Закон №59‑ФЗ).

Жалобы заявителей на организацию предоставления государственных услуг МФЦ подаются и рассматриваются в порядке, предусмотренном Законом №59‑ФЗ.

Жалоба заявителя на организацию предоставления государственных услуг МФЦ, поданная заявителем в МФЦ. рассматривается МФЦ в соответствии с Законом №59‑ФЗ.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *